СюжетыКультура

Кино под присмотром

Минкульт впервые раскрыл траты государственных миллиардов на кино: главное

Этот материал вышел в номере № 120 от 25 октября 2019
Читать
Кино под присмотром
Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
В российской киноиндустрии произошло знаковое, если не сказать революционное событие. Обнародована информация о госфинансировании, сборах, долгах и убытках кинопроизводства и проката.
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»

Состоялась презентация открытой базы данных о государственной поддержке кинематографа по линии Минкультуры России и Фонда кино с 2015 года. Теперь любой человек может найти подробную информацию о кинопроектах, запущенных в производство в разные годы, о продюсере, режиссере, кинокомпании, бюджете, кассовых сборах, расходах на производство. И даже выяснить, сколько раз фильм был показан на экранах. Правда, пока система не учитывает траты на маркетинг, которые могут составлять львиную долю бюджета. И поэтому результаты окупаемости примерные. Известно, что цифры, потраченные на маркетинг, подчас скрываются. Ну как просчитать время рекламы на Первом, посвященное фильму компании «Дирекция кино» (продюсеры Эрнст и Максимов)?

Возможно, это дело будущего. Систему, которая начала работать с 21 октября на базе ЕАИС (Единая автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах), с гордостью представил министр культуры Владимир Мединский. В базе уже содержится информация о 520 кинопроектах 255 компаний. Министр пообещал, что к 1 января в нее будут внесены практически все фильмы, получившие поддержку министерства культуры с 2008 года. И Фонда кино с 2010-го года. И это, безусловно, шаг к прозрачности отрасли, питающейся мифами.

Ежегодно государство выделяет на производство российских фильмов более 5 миллиардов рублей.

  1. Чемпионом по объему господдержки с 2015 года оказалась компания СТВ Сергея Сельянова. С 2015 года в прокат вышло 17 фильмов, на производство которых было выделено 165 млн рублей возвратных и 921,3 млн руб. безвозвратных средств. Общие сборы этих фильмов в прокате составили 5,84 млрд руб. 
  2. На втором месте — студия «Тритэ» Никиты Михалкова, сосредоточившаяся на спортивных драмах и экшенах («Движение вверх», «Экипаж», «Тренер», в производстве «Чемпион мира») — получено 50 млн руб. возвратных и 992 млн руб. безвозвратных средств; 5,17 млрд руб. сборов). 
  3. Тройку завершает Bazelevs Тимура Бекмамбетова (на десять фильмов было выделено 299 млн руб. возвратных и 740 млн руб. безвозвратных средств; 3,81 млрд руб. сборов). 

Самым дорогим для налогоплательщиков в истории отечественного кино стал «Викинг» Андрея Кравчука о князе Владимире. С 2010–2015 гг. государством выделено на производство и прокат фильма 728 млн руб. Средства были получены и освоены «Дирекцией кино» и «Первым каналом».

Несмотря на движение к гласности, остается еще много темных пятен. Эксперты после презентации говорили, что надеются в перспективе узнать истинные цифры бюджетов картин, понять соотношение государственных инвестиций и частных средств, доли российского участия в проекте и зарубежного — хотя все они и сомневаются в возможности полной прозрачности киноиндустрии.

Обнародованы и фильмы, провалившиеся в прокате. Из 38 проектов, с 2015 года получивших по 100 миллионов рублей и более, — сборы четырнадцати ниже вложенных в них госсредств.

Среди не окупивших себя фильмов «Крымский мост. Сделано с любовью» от Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян. Получив 100 миллионов безвозвратных рублей, создатели патриотической комедии собрали в прокате чуть более 70 миллионов.

Мост наш и Берлускони — нам не чужой

«Крымский мост. Сделано с любовью» и «Лоро»: розовый ромком о героической стройке и беспросветная сатира на руководителя страны

Низкие сборы оказались у фильмов самых разных жанров, разного качества, уровня режиссуры. Среди них «Дуэлянт» Алексея Мизгирева и «Ледокол» Николая Хомерики. А еще приключенческий экшн «Семь пар нечистых» Кирилла Белевича, получивший 119 миллионов рублей, собрав кассу меньше 1 миллиона рублей (на «Кинопоиске» значатся 4.3 тысячи зрителей, пришедших на картину).

Интерес вызвала информация о проектах, на которые были выделены госсредства, но зрители фильмы так не увидели.

Кадр из фильма «Герой». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Герой». Kinopoisk.ru

Есть список организаций, получивших господдержку, но не исполнивших перед государством своих обязательств. В нем 18 кинокомпаний, среди которых, к примеру, «Медиа Арт Студио», получившая 110 млн руб. возвратных и 30 млн руб. безвозвратных на создание фильма «Герой» с Дмитрием Биланом в главной роли (2016).

Общая сумма, не возвращенная должниками: 312 346 881 руб возвратных средств и 514 048 350 руб — невозвратных.

Недавно Владимир Мединский рассказал о 20 судебных разбирательствах Минкультуры с кинопроизводителями, которые не выполнили условия господдержки. По мнению министра, их присутствие в открытых черных списках мотивирует должников вернуть деньги в казну. И пока должники будут значиться в специальном реестре, их заявки на получение государственной поддержки не будут рассматривать.

Кадр из фильма «Тайны Снежной королевы». Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Тайны Снежной королевы». Kinopoisk.ru
  • Среди должников создатели «Тайны Снежной королевы» Натальи Бондарчук про ледяную красавицу, не способную чувствовать (возвратных средств — 20 000 руб. безвозвратных — 5 300 000 руб.) Фильм вышел с крайне низким рейтингом, на втором уик-энде заработав 169 270 руб. При бюджете 215 860 000 рублей!
  • Пропал бесследно фильм «Тоска» по произведениям Чехова. ГУП «КИНОСТУДИЯ «ЧЕЧЕНФИЛЬМ» за — 21 850 000 безвозвратных руб., видимо, не отчиталась. Полиция возбудила уголовное дело о мошенничестве в отношении руководства и сотрудников киностудии. Но студия, не расплатившаяся с ведомством, была ликвидирована.
  • Не отчитались и продюсеры долгомученического проекта «Елизавета и Клодиль» Сергея Соловьева, получившие 25 555 000 руб. безвозвратных средств. Эта воздушная история из Серебряного века еще в производстве.
  • Картина «Лавстори» («Сны Севы Горелова») вроде бы и вышла прокат в 2017-ом, да еще с Александром Петровым в главной роли, но прошла бледной тенью, и за долг в общей сложности — 25 миллионов кинокомпания «25 этаж» не отчиталась.
  • Много шумели в СМИ о блокбастере «Вещий Олег» компании ООО «НЕЙРОН». В прессе изначально заявляли недетский бюджет — 308 млн рублей, обещая насыщенный батальными сценами пеплум о князе руссов Олеге, который «может объединить разрозненные племена, создать мощное государство, способное дать отпор захватчикам всех мастей». Компания Нейрон осталась должна бюджету 20 миллионов. Причем на сайте Кинотеатр.ру бюджет — 9 000 000 руб. Премьера фильма «Вещий Олег» Клима Шипенко, который за это время снял «Текст» по Глуховскому, пока откладывается.

«Текст» под редакцией времени

На экранах — долгожданная экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского

Судя по всему, представленная система будет дополняться и обновляться в ежедневном режиме. Она лишь набор данных: у любого зрителя, пользователя есть возможность создать свой рейтинг, свое видение российского кино. Тем более, что уже работает отдельное приложение, посвященное зрителю — его портрету в интерьере отечественного кинематографа. Со временем можно будет обнаружить, сколько именно зрителей пришли на один сеанс, как работает на успех или провал картины информация в СМИ, сарафанное радио, блоги.

По мнению экспертов, «открытая система» в какой-то степени поможет бороться с коррупцией. Это мнение поддерживает и министр культуры: «Новый сервис дисциплинирует и чиновников, и продюсеров, и членов экспертных советов». Он же признался, что сервис не вызвал энтузиазма на рынке.

Продюсеры не слишком довольны: «Ну не получил фильм фестивального успеха, не заработал денег. Будем считать, что это творческая неудача».

Наложение кадров

Почему кинодебют — горячая точка российского кинематографа

Слишком успешные продюсеры также опасаются, что в их кармане будет считать средства. Мединский сказал, что среди целей новой базы нет задачи «залезть в бизнес организаций». Там, к примеру, нет данных о гонорарах. Сервис создан в интересах налогоплательщиков. И он не только про деньги: «Важно, как было кино воспринято профессиональным сообществом, фестивалями. Как каталось в прокате. Будем учитывать данные просмотров на интернет-площадках». В любом случае, открытие нового сервиса — «движение вверх».

По словам Вячеслава Тельнова, исполнительного директора Фонда кино, инвестиции в проект составили около 3 млн руб. Как он отзовется на работе нашего кинорынка, покажет время.

Олег Березин,

генеральный директор студии «Невафильм»

Конечно, публикация данных о государственной финансовой поддержке кинопроектов — большой шаг вперед в обеспечении прозрачности использования средств налогоплательщиков, но даже беглый анализ этих данных порождает новые вопросы к механизмам выделения этих средств. С одной стороны, глядя на результаты лидеров рейтинга, задаюсь вопросом: почему система выделения безвозвратных средств не предусматривает возврата этих «безвозвратных» средств при получении проектом значительного результата?

Вот простая математика: лидер рейтинга проект «Движение вверх». 400 миллионов безвозвратного государственного финансирования, плюс 190,2 млн привлеченных средств. Результаты в кинопрокате — 2 943,5 млн рублей. От кассовых сборов примерно 40% возвращается продюсеру (50% забирают кинотеатры и 10% — дистрибьютор). Давайте добавим еще 10% расходов на выпуск фильма, рекламу и продвижение). Получаем чистый финансовый результат продюсера — 880 млн, из которых надо вернуть 190 млн привлеченных средств. Чистый доход продюсера — 690 миллионов рублей… живыми деньгами за два месяца проката. И теперь становится очевидным резон «больших госпродюсеров» зачищать рынок кинопоказа перед большим российским релизом — экономический интерес и никакой политики.

Если мы посмотрим в нижнюю часть списка, то возникнет вопрос — а как вообще эти проекты получили государственную поддержку, какая была экспертиза этих, в большинстве своем, беспомощных проектов? И тут на поверхность выходит еще одна, чудовищная проблема всей системы бюджетного финансирования в нашей стране.

Система не позволяет распределять средства разумным образом.

Не важно на что: на поддержку производства, на субсидирование кинотеатров в малых городах, на строительство дорог и на закупку томографов. Нельзя распределить деньги только достойным проектам, безусловно удовлетворяющим определенным критериям, при любом результате необходимо распределить всю сумму выделенную бюджетом (!) — вне зависимости от того, какого качества проекты в нижней части любого рейтинга. Отсюда и неэффективное расходование бюджетных средств, и порождение негатива в обществе к любым схемам распределения государственных средств, в первую очередь оцениваемым именно по такой нижней части рейтингов — там самые вопиющие примеры неэффективности господдержки.

Понятно, что решение о публикации возникло не от «хорошей жизни» — все чаще и чаще в обществе поднимается вопрос о прозрачности и эффективности финансовой государственной поддержки, и от активности общества в дальнейшем будет зависеть, сможем ли мы получить в конечном итоге более-менее эффективную систему государственной финансовой поддержки киноотрасли.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow