КомментарийПолитика

Он всем неудобен. Профессия такая

Что на самом деле стоит за скандалом вокруг работы киевского корреспондента «Нью-Йорк Таймс»

Он всем неудобен. Профессия такая

Скриншот из расследования «Нью-Йорк Таймс» о взрыве ракеты на рынке в Константиновке. Источник: The New York Times

В Киеве недовольны работой собственного корреспондента американской газеты «Нью-Йорк Таймс» в Украине. Особенно расследованием с взрывом ракеты на рынке в Константиновке 6 сентября, в результате которого погибли 16 человек, более 30 получили ранения.

Менее чем через два часа после произошедшего пресс-служба ВСУ объявила, что удар якобы был нанесен российскими военными ракетой C-300. Президент Владимир Зеленский обвинил российскую сторону военного конфликта, и большинство мировых СМИ последовали его примеру. Статья в «Нью-Йорк Таймс» стала для официального Киева «неприятной сенсацией», в ней утверждается, что катастрофический удар стал результатом ошибочного запуска украинской зенитной ракеты 9М38, выпущенной из установки «Бук».

Цитата

«эксперты по противовоздушной обороне заявили, что ракеты, подобные той, что попала в рынок, могут сбиться с курса по разным причинам, включая неисправность электроники или полученные во время запуска повреждения».

Информация, представленная американской газетой, включает фотоснимки фрагментов ракеты, разрушений на месте, спутниковые снимки, показания свидетелей и сообщения в социальных сетях (впрочем, в комментариях к статье на сайте газеты некоторые выводы оспариваются).

Над материалом работали не только собкор «Нью-Йорк Таймс» в зоне боевых действий Томас Гиббонс-Нефф — в прошлом морской пехотинец (его в Киеве назовут «пророссийским журналистом»), но и большой коллектив соавторов, в том числе журналист Джон Исмей (бывший офицер-сапер), а также команда отдела «Визуальные расследования» — специалисты по анализу спутниковых изображений и фотосвидетельств из интернета — лауреаты нескольких Пулитцеровских премий.

Скриншот статьи в «Нью-Йорк Таймс» о взрыве на рынке в Константиновке. Источник: The New York Times

Скриншот статьи в «Нью-Йорк Таймс» о взрыве на рынке в Константиновке. Источник: The New York Times

Важно, что Пулитцеровские премии — высшее достижение в американской журналистике — члены этой команды получили и за расследование обстоятельств гибели гражданских лиц от американской авиации и дронов в Ираке, Афганистане и Сирии, и за расследование действий российской армии. Нет «избирательности тем».

Важно и то, что после этой публикации, моментально подхваченной российскими государственными пропагандистами и вызвавшей бурную дискуссию на сайте NYT, в Управлении стратегических коммуникаций аппарата главнокомандующего ВСУ объявлено о начале официального расследования. Открыто уголовное производство по ст. 438 «Нарушение законов и обычаев войны». До завершения расследования, отмечают в СтратКоме ВСУ, комментирование любых деталей относительно инцидента «запрещается» и является «нецелесообразным». Там, в частности, отметили, что любыми комментариями или предположениями «могут воспользоваться и обязательно воспользуется российские пропагандисты».

В офисе украинского президента также заявили, что эта публикация в иностранных СМИ «вызывает рост конспирологических теорий», поэтому требует дополнительной юридической оценки со стороны следственных органов.

Одновременно «неназванный источник» украинского информагентства УНИАН сообщил, что один из авторов статьи Томас Гиббонс-Нефф, побывавший в Константиновке и Дружковке (откуда, как утверждается, были выпущены две украинские ракеты, одна из которых через считаные минуты предположительно попала в рынок Константиновки в результате ошибочного «дружественного огня»), «неоднократно замечен на продвижении российских нарративов, …он систематически готовит «антиукраинские материалы» в The New York Times, где «пытается дискредитировать Украину и ее армию».

Томас Гиббонс-Нефф. Фото: The New York Times

Томас Гиббонс-Нефф. Фото: The New York Times

Ранее он писал, что ВСУ якобы используют кассетные боеприпасы в населенных пунктах, заявлял, что украинские военные торгуют танками и артиллерией, а также обвинял в расточительности американских волонтеров, которые помогают Украине, — сообщил анонимный источник УНИАН, который утверждает, что американского корреспондента дважды лишали пресс-карты ВСУ за нарушение правил работы в районах боевых действий.

Замечу, что и после нашумевшей публикации корреспондент NYT продолжает работу и на днях написал статью о ходе украинского контрнаступления и больших потерях, которые несут ВСУ.

В прошлом Томас Гиббонс-Нефф (в редакции NYT его зовут «Т.М.») четыре года служил морским пехотинцем и дважды — при президентах Буше-мл. и Обаме — воевал в Афганистане. С 2017 года он работал репортером в вашингтонском бюро газеты, освещая деятельность Пентагона в разных странах, включая атаку исламистов на американских военных в Нигере в 2017 году, войны в Ираке и Афганистане, а также гражданскую войну в Сирии. Как писали о нем коллеги, когда Гиббонс-Нефф стал собкором в Афганистане, «он пишет превосходные истории о вооруженных силах, на которые способен только он». И еще:

«большинство журналистов обладают избытком скептицизма, и в случае Т.М. этот скептицизм усугубился службой на войне в рядах пехоты, где опыт его и его товарищей-солдат мало напоминал приукрашенные и лживые официальные отчеты Пентагона».

Томас Гиббонс-Нефф во время службы в морской пехоте. Фото: blog.thehoya.com

Томас Гиббонс-Нефф во время службы в морской пехоте. Фото: blog.thehoya.com

В этом, пожалуй, ключ: этот репортер хочет показать вооруженные конфликты, «как они есть». Это вызывает негатив у обеих воющих сторон в ходе любых вооруженных конфликтов, когда для них существует только «белое» и «черное», когда непримиримый бой идет не только на земле, но и на страницах газет и журналов, на ТВ и в интернете.

И любой материал в зарубежных СМИ, к сожалению, неизбежно рассматривают с одной точки зрения: он выгоден нам или нашим врагам.

Когда NYT сообщила о Буче, материал российские СМИ предпочли сначала вообще не замечать, а вот статью о Константиновке, наоборот, комментировали широко и с удовольствием. И если американские журналисты сообщали о непреднамеренной ошибке в Константиновке, то российские «эксперты в студиях», преподнесли как доказанную версию украинской «провокации», приуроченной к визиту в Киев госсекретаря Блинкена.

Вот что пишет в комментариях к статье на сайте газеты пользователь Just a girl (Просто девушка) из Детройта:

Just a girl: «Это нападение произошло, когда Блинкен находился в Украине (6 сентября), и в то время, когда в Конгрессе и среди общественности США растет нежелание предоставлять дальнейшее финансирование Украине. Таким образом, считает ли кто-нибудь, что это была преднамеренная атака под ложным флагом со стороны украинцев на свой народ, чтобы получить дополнительную американскую поддержку/симпатию?»

Однако большинство читателей увидели в материале не «помощь России», а попытку «честного журнализма».

@D.Savidge: «Gibbons-Neff сделал одни из лучших репортажей об этом конфликте, и из его материалов ясно, что он выступает против (…) [действий России]».

Alex New York: «(…) официальные источники редко признавали вину своей стороны. Вот почему я благодарен за каждое редкое расследование Times, которое является независимым, хорошо задокументированным. (…) При этом я считаю, что основная ответственность за эту трагическую ошибку лежит на России. Ее действия вызвали необходимость запустить эту ракету, которая не попала в цель и стала причиной катастрофической аварии».

Как только Т.М. представилась возможность побывать в освобожденном ВСУ населенном пункте Велика Камышеваха, репортер написал статью о моральном духе и идеологии российских солдат (она была опубликована в июне этого года, как и материал «Нацистская символика на линии фронта Украины подчеркивает острые вопросы истории», которым были возмущены в Киеве). Приведу выдержки:

«За четыре с половиной месяца, пока российские войска (…) село на востоке Украины, военные использовали местный бар как небольшой форпост, при этом опустошая его… Солдаты превратили каждую стену в рукописную доску объявлений, заполненную фразами, рифмами и ругательствами… «Если вам было весело, это не считается военным преступлением», — гласила одна строчка, а под ней был нарисован смайлик. (…) «Нам нужен мир, желательно весь», — написано на одной из стен. Нарисованы череп и скрещенные кости и фраза «MAKE WAR NOT PEACE» на английском языке («занимайся войной, а не миром») — на другой».

Материал Т.М. «Фронтовая теневая экономика: украинские подразделения торгуют танками и артиллерией» (август 2022) рассказал, как в первые месяцы боевых действий украинские военные, испытывая дефицит вооружений, вели «товарный обмен» с соседними боевыми частями — снарядами, патронами, автоматами, вплоть до танков и БТР на стихийно сложившемся «черном рынке». Речь шла в основном о вооружении времен Советского Союза, но первая поступившая иностранная военная техника также обменивалась и не учитывалась.

СВУ назвало этот материал примером «российского нарратива» репортера. Но вполне может быть, что именно такие статьи о катастрофической нехватке оружия у украинской армии только способствовали расширению военной помощи Запада.

Могу легко понять, почему этим репортером недовольны не только в Киеве, но и в Вашингтоне. В сентябре этого года он рассказал о неком Марке Моралесе — американском торговце оружием, которым в прошлом занималось ФБР, и он едва избежал суда, а сейчас является официальным подрядчиком Пентагона и имеет обширные связи внутри украинского правительства. Моралес заработал на этой войне миллионы, если не миллиарды, продавая ВСУ оружие советского образца из Восточной Европы, Египта, Иордании и Пакистана.

Статьи Томаса Гиббонс-Неффа на сайте The New York Times

Статьи Томаса Гиббонс-Неффа на сайте The New York Times

Еще один нашумевший материал, вызвавший негативную реакцию в Киеве: «Похищенная доблесть: американские волонтеры в Украине, которые лгут, транжирят и ссорятся» (март этого года) — как обычно, у Т.М. с фотографиями, документальными свидетельствами — о том, что среди американских добровольцев в Украине оказались мошенники-самозванцы, собирающие добровольные пожертвования для личного нецелевого использования.


В общем, работая с украинской стороной конфликта, репортер пытается показывать изнанку вооруженного конфликта, его скрытые стороны. Это неприятно и возмущает принимающую сторону. 

Понятно, что его разоблачительные статьи могут быть использованы и российской пропагандой, и американскими консерваторами, требующими прекратить военную и денежную помощь Украине, в том числе — из-за коррупции и плохой отчетности.

Но у Т.М. такая профессия. Если бы он работал с российской стороны и писал такие же жесткие материалы, уверен, его давно лишили бы аккредитации и выслали (в лучшем случае). А могли бы и шпионом объявить.

Он всем неудобен. Профессия такая.

Читайте также

Сумма, палата

Визит Зеленского в США показал: Конгресс стал сомневаться, но его большинство и президент Байден готовы и дальше помогать Украине

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow