СюжетыОбщество

«Мы не просим — мы просто информируем»

Десятиклассников отправляют на военно-полевые сборы — как от них отказаться

«Мы не просим — мы просто информируем»

Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Военно-полевые сборы у десятиклассников — не новое мероприятие, они проходят в российских школах уже больше десяти лет. Правда, не во всех: сборы не являются обязательной частью программы предмета ОБЖ, и их проведение остается на усмотрение школ. Где-то их не проводят. А где-то — грозят десятью «неудами» и неаттестацией по ОБЖ, если мальчик не поедет на пять дней в воинскую часть или в учебно-методический центр военно-патриотического воспитания «Авангард». Но то, что еще несколько лет назад кому-то казалось смешным советским атавизмом, а другим — приключением для мальчиков, теперь выглядит совершенно по-другому. С началом специальной военной операции все это переодевание в военную форму, метание имитационных гранат, сборы автоматов многие школьники и родители воспринимают болезненно. Многие не хотят соприкасаться с милитаристской тематикой.

В этом году сборы проходят не весной, а на несколько месяцев раньше — осенью и в декабре. В это же время личные данные мальчиков-десятиклассников школа передает в военкомат для первоначальной постановки на воинский учет.

Рассказываем, что такое военно-полевые сборы и что могут сделать дети и их родители, чтобы отказаться от участия в них.

«Мама даже плакала»

Игорь (имя изменено.Ред.), ученик одной из подмосковных школ:

— У нас поехали все мальчики в классе и в параллелях, учителя говорили, что участие «строго обязательно», и даже если заболеешь — «это очень плохо». А я только потом узнал, что вообще-то все это фигня. Просто, видимо, школы боятся, что им потом что-то сделают из-за того, что поехало мало людей. Один мальчик у нас в классе спросил: «А можно не поехать?» И учительница сказала: «А можно без «можно»?» Нас привезли на автобусах в ближайшую воинскую часть. Все очень старое. Ну, армейские порядки. Все по расписанию: подъем, еда. Разбирали, собирали автоматы. Маршировали. Впечатления так себе. Лучше бы не ездил. Я как бы и не собираюсь идти в армию. И я не один из нашего «взвода» такой.

Сережа (имя изменено.Ред.), одиннадцатиклассник одной из подмосковных школ, рассказывает, что у него, напротив, остались хорошие впечатления от сборов, и если бы была возможность, он поехал бы туда еще раз:

— У нас поехали все мальчики из класса, в параллели несколько мальчиков не поехали из-за здоровья. Но это была обязательная история. Не было возможности отказаться. Нам говорили, что если кто-то не поедет — будет сдавать зачеты по всем темам, которые будут там проходить.

Мы ездили в «Авангард», там рядом находится Главный храм Вооруженных сил. Там — корпуса, тренировочные центры.

С утра мы ходили на зарядку, потом на завтрак, потом у нас были занятия в учебном центре, потом мы обедали, вечером к нам приезжали известные люди, делились историями из жизни. Приезжали военные, герои России. У нас была небольшая огневая подготовка, мы ездили в стрелковый центр. Мне кажется, хорошо, что организовали такие сборы. Окружение было хорошее из вожатых. Дружественная обстановка. Все вокруг новое.

Никита, одиннадцатиклассник одной из московских школ, рассказал «Новой», что смог в прошлом году избежать сборов — он написал заявление на составление индивидуального учебного плана по ОБЖ на имя директора и вместо сборов сделал устный проект:

— На самом деле больше меня моего участия в сборах не хотела моя мама. Она очень переживала, сказала мне: будут любые справки, к военкомату даже не приблизишься. И я не знаю, если честно, что меня тогда пугало больше: нервы мамы (она даже плакала) или эти сборы. Еще все (одноклассники) нормально относились ко сборам — поедем тусить вместо школы, будем много на халяву есть (мы слышали от тех, кто учился до нас, что кормят там нормально так, не гречкой без соли, а мясом всяким, всем очень понравилось). И к нам приходил обэжэшник в класс, рассказывал, какая там крутая «местная» еда.

Мне очень повезло с моим классным руководителем: Надежда Сергеевна (имя изменено.Ред.) меня очень поддержала, она сама к этому всему не очень хорошо относится. Мы с ней начали говорить про сборы, и я сказал, что не вижу в них смысла. Она начала меня расспрашивать, почему я так думаю, хочу ли я вообще на них ехать. Я ей рассказал про то, что я думаю, что думает мама, и она предложила написать заявление на индивидуальный учебный план. Она написала его вместе со мной, и мы вместе пошли к директору, и все прошло нормально. Я подготовил презентацию по альтернативно-гражданской службе. Мама долго переживала, до последнего момента, только когда мне зачли презентацию — успокоилась. Думала, меня все равно через несколько месяцев отправят на сборы.

Я был единственным, кажется, во всей школе с этим заявлением, еще один мальчик из нашего класса заболел. Мы потом с ним говорили: он заболел не случайно. Как хотел я сначала. Все приехали со сборов очень довольные, но я вообще не пожалел, что не присоединился.

Читайте также

Обучение смерти

Обучение смерти

«Военный патриотизм» обрушился даже на детсадовцев, учеников младших классов и воспитанников коррекционных учреждений

«Они освоили навыки огневой подготовки»

Отмечу, что при подготовке материала несколько мальчиков сначала соглашались на то, чтобы рассказать, как недавно у них прошли сборы, а потом отказывались давать комментарий, потому что боялись, что их все равно вычислят, даже если они будут говорить анонимно и без указания школы.

«Школа за всем следит», — сказал один из десятиклассников.

На сайте «ВКонтакте» в официальных сообществах школ уже появились публикации о прошедших в некоторых регионах военно-полевых сборах. Школа МБОУ «Морозовская СОШ» в Омской области опубликовала на своей странице в соцсети пост: «Они помогают ученикам подготовиться к службе в армии. Наши десятиклассники выдержат все трудности». И фото мальчиков с большой инсталляцией в виде буквы Z в цветах георгиевской ленты и с подписью «СвоихНеБросаем».

Школа МБОУ «СОШ №16 ЗМР РТ» в Татарстане опубликовала пост о пятидневных сборах десятиклассников в октябре с фотографиями ребят с автоматами: «Они получили практические навыки и знания о военной службе, организации быта военнослужащих и медицинской подготовке. […] Они освоили основы строевой подготовки, огневой подготовки и тактические навыки в полевых условиях».

Совместный приказ Минобороны и Министерства образования и науки о пятидневных военно-полевых сборах для десятиклассников и учащихся колледжей был подписан в 2010 году. В числе задач сборов:

  • «воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам»,
  • «приобретение навыков в области гражданской обороны»,
  • «проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера».

Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Приказ носит скорее рекомендательный характер, так что не все школы спешат его выполнять.

Елена Попова, правозащитница и координатор Движения сознательных отказчиков от военной службы*:

— Есть школы, которые все это игнорируют: физико-математические, гимназии, которые в эти игры не играют, потому что в образовательных стандартах не написано, что это обязательная часть программы.

Так, учителя в школе подмосковного города Лыткарино и в одной из московских гимназий рассказали корреспонденту «Новой», что сборы они «отродясь не проводили и отчетностью не страдали».

Елена Попова:

— У этих сборов есть конкретная цель — подготовка к военной службе. Но у нас главным документом в образовании являются ГОС (государственные образовательные стандарты.Ред.). Задача в том, чтобы при получении образования учащийся выполнил эти ГОС. В ГОС нет детализации: ты должен пройти сборы, должен выучить такое-то стихотворение и так далее. Программа прописана более общими словами. На самом деле у нас довольно либеральное законодательство в сфере образования: с 14 лет ребенок или его родители и сами могут заявить, что у него есть определенные образовательные потребности и что с целью удовлетворения этих потребностей они требуют по курсу или по части курса индивидуального учебного плана.

Елена Попова рассказывает, что один из возможных способов избежать участия в сборах — написать заявление на имя директора с просьбой составить индивидуальный учебный план по части курса ОБЖ. В таком заявлении школьники прописывают, что у них есть убеждения совести против военной службы и в армии они служить не собираются. Следовательно, изучение всего, что связано с военной службой, не входит в образовательные потребности ребенка. В его образовательные потребности, например, может входить изучение тем, связанных с альтернативно-гражданской службой (АГС), во время которой парень не будет брать в руки оружие.

Елена Попова:

— Мальчик в таком заявлении не просит разрешения не ехать на сборы, он просто информирует школу, что туда не поедет, и поэтому просит составить индивидуальный учебный план. То есть за эту часть курса ученик готов отчитаться о своих знаниях, подготовив презентацию или доклад. Например, на темы, связанные с АГС.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Также есть еще одна уважительная причина для пропуска сборов — справка от врача. Если десятиклассник заболел, ему предоставляется возможность сдать материал на тему военной службы в виде теста или другой письменной работы.

Елена Попова:

— Иногда кажется, что проще спрятаться от сборов, заболев. Но к вам могут вернуться со словами: «А давайте вы это (темы, которые изучают на сборах.Ред.) сдадите в виде какой-то работы». Конечно, люди разные, и если для человека вся эта процедура (подача заявления директору. — Ред.) травмирующая, никто не может ему навязывать позицию героя и борца. Может случиться ситуация: вот я пришел в класс, все девочки мне говорят, что я предатель, учительница вычеркнула из друзей на странице «ВКонтакте». Это может травмировать ребенка.

Когда родители поддерживают сына — как правило, все проходит проще. На днях мне написала одна мама из Чувашии, которая рассказала, что у них в школе родителям сказали купить военную форму и берцы для этих сборов. Она мне говорит: «Не то что я не хочу это покупать, я вообще не хочу, чтобы он в этом безобразии участвовал». Когда родители не поддерживают — администрации проще давить на ученика, воспитывать его, угрожать, что не аттестуют. «Поставим «неуд» — это любимая форма угрозы. Они запугивают. Вся армия выстраивается на запугивании и манипуляции людьми. Но ребята уже неоднократно добивались составления индивидуального учебного плана. Сложнее, когда родители начинают дома песню «не выпендривайся — иди, как все».

Правозащитница также рассказывает, что бывали случаи, когда учителя, которые изначально воспринимали намерение школьника подать заявление на индивидуальный учебный план в штыки, после подготовленного учеником доклада или презентации меняли свое мнение:

«Одна учительница после презентации сказала: как интересно, я теперь тоже буду знать, у меня тоже сын».

Подготовка к призыву

Все прошлые годы сборы проходили в апреле или мае. В этот раз они впервые начались осенью, а продолжатся и в декабре. Перенос сборов на другое время года тоже пугает родителей. По какой причине все прошлые разы было иначе? Елена Попова высказывает предположение, что перенос может быть связан с возможной второй волной мобилизации весной: «Если вдруг будет такая ситуация, у военкоматов не будет сил и возможностей заниматься еще и этим».

Кроме того, известно, что московские школы уже начали собирать личные данные мальчиков-десятиклассников для постановки на первоначальный воинский учет и получения приписного свидетельства (документ о том, что юноша приписан к военкомату, после службы в армии свидетельство заменяется на военный билет.Ред.). При этом обычно сбор личных данных учеников для военкоматов школа проводит с 1 января по 31 марта в год, когда парню исполняется 17 лет.

Задача первичной постановки на воинский учет — подсчитать, сколько человек может быть призвано в следующие годы, определить их категорию годности, состояние здоровья и выдать приписное свидетельство. В рамках постановки на учет проводятся медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор. Результаты этих исследований (данные по состоянию физического и психического здоровья) заносятся в личное дело школьника, которое остается в военкомате. Во время призыва это личное дело поднимают.

Поэтому родителям вместе с сыном важно заранее самостоятельно пройти медицинские обследования в поликлинике, говорит Попова. Понять, какое у мальчика состояние здоровья, есть ли его диагнозы в расписании болезней. Расписание болезней — это актуальный официальный перечень заболеваний, которые позволяют определить годность к военной службе. Туда входят разные болезни глаз, ушей, нервной системы, органов пищеварения, органов дыхания и другие.

Это нужно для того, чтобы во время постановки на воинский учат категорию годности парня оценили объективно, с учетом справок.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Елена Попова:

— Учитель ОБЖ, который поведет детей в военкомат, не в теме, он ничего не знает про состояние их здоровья. А медосвидетельствование на месте будет проведено очень поверхностно и необъективно. Естественно, все ребята окажутся здоровыми. Поэтому нужно заранее подготовиться, тем более что у кого-то есть серьезные основания для освобождения. Эти основания нужно предоставить в военкомат. В этом заинтересованы родители и сам молодой человек. Военкомат в этом совершенно не заинтересован.

Попова объясняет, что если еще во время первого визита мальчика в военкомат принести заключение врача, то после 18 лет, когда придет время выходить на призыв, у военкомата уже будут данные о состоянии здоровья призывника. И данные категории его годности к военной службе.

Добиваться освобождения от срочной службы будет гораздо легче.

Помимо медицинского освидетельствования, школьники также проходят психологическое тестирование. Его цель — оценка психического здоровья и определение годности к военно-учетным специальностям.

Елена Попова рассказывает, что вопросы в рамках этого тестирования вызывают удивление: «Не приходили ли вам мысли о суициде?», «Хотели бы вы поехать в горячие точки?», «Нравятся ли вам сказки Андерсена?». А есть и те, которые касаются проблем со здоровьем и на которые мальчик может постесняться ответить (при условии, что анкеты видит учитель). Например: «Страдаете ли вы энурезом?», «Страдаете ли психическими заболеваниями?». Или вопросы, которые носят в себе характер возможной дальнейшей манипуляции: «Какие отношения в семье?», «Где работают ваши родители?». Также в анкете могут попросить написать адреса близких родственников, живущих отдельно. Правозащитница объясняет, что в дальнейшем эту информацию военкомат может в нужный момент использовать против призывника:

— Для чего это делается, я поняла, когда работала в «Солдатских матерях Санкт-Петербурга». Был такой случай: парень сбежал из части, потому что его там лупили. Он еще не успел никуда доехать, а к отцу, который давно не живет с семьей, уже нагрянули полицейские. Не надо помогать им манипулировать вами. Не сдавайте лишнюю информацию. Многие мальчики идут в военкомат одни, без родителей. Потому что родители говорят: «Нам это не надо». Но важно показать, что вы — команда. Пойдите с ним. По-человечески это не самое дружелюбное место. Нужно поддержать парня, чтобы он не испытывал стресс. И чтобы в военкомате не думали, будто они решают судьбу мальчика.

Читайте также

Из огня — на гражданку

Из огня — на гражданку

Государство отправляет зэков в бой — а оттуда в школы. Ни надзора, ни психпомощи, ни социализации не предусмотрено. Чем это грозит

* Внесено Минюстом в реестр «иностранных агентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow