КомментарийКультура

Несчастные убийцы, их бедные жертвы и образцовые соседи

10 лучших зарубежных фильмов 2023 года по версии Ларисы Малюковой

«Оппенгеймер» — главный фильм года об открытиях, которые нас убивают

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Амбициозный взрывной эпик, посвященный отцу атомной бомбы. Кристофер Нолан строит фильм по законам квантового движения: вместо последовательно текущей истории — фрагменты. Герои как частицы могут перемещаться во временных и пространственных измерениях. Из малейших кирпичиков — диалогов, реакций, поступков, прозрений и ошибок — складываются и судьбы, и сюжет, и мироздание. Запутанная личная жизнь физика-ловеласа, великие открытия, политические и философские дебаты и геополитические интриги.

Кино о гении, застрявшем в мире абсолютов, вдохновившем своими догадками идеи разрушения, возлюбленном патриоте нации, оказавшемся одним из первых «мучеников маккартизма».

«Анатомия падения» Жюстин Трие

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Кадр из фильма «Анатомия падения»

На первый взгляд — судебная драма (или даже детектив). По сути — актуальное во многих смыслах кино со сложными подтекстами простой истории. Фокус внимания не к внешним, детективным вопросам и крючкам, а скорее к частным «семейным обстоятельствам», вступающим в противоречие с личной свободой. К сложному устройству семейной «ячейки», когда у каждого — своя картина происходящего.

С помощью искусного киноязыка, режиссер фиксирует наше внимание на моральных вопросах и конфликтах в противовес судебному разбирательству.

Развивая бергмановскую традицию в кино, Трие исследует «анатомию супружеской жизни» как запутанную вязь взаимоотношений в семье двух творцов. Но еще и напряженное поле внутренних противоречий непредсказуемой героини. Зритель не просто ждет развязки на протяжении фильма — он сам меняет роли: с прокурора — на защитника и обратно. Автор подвешивает вопрос: не устарели ли традиционные брачные отношения? Мораль басни зритель выводит сам.

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

«Бедные несчастные» Йоргоса Лантимоса

Кадр из фильма «Бедные несчастные»

Кадр из фильма «Бедные несчастные»

Панковский карнавал, буйная фантасмагория Лантимоса, в которой он из винтажных платьев Франкенштейна и Пигмалиона шьет собственный умопомрачительный футуристический фильм. При этом опирается на неувядающий миф изгнания из рая.

В центре экспрессивной зрелищной кинематографии — Белла Эммы Стоун — девушка с мозгом младенца, пересозданная и удочеренная безумцем-ученым с изрезанным, словно наспех склеенным лицом. Выдающаяся и отважная работа актрисы. Ее Белла — очаровательный монстр, непредсказуемый, притягательный и отталкивающий в каждом движении. Кажется, авторы несколько издевательски подают нам аллегорию инфантильной викторианской женственности, контролируемой патриархальным обществом. Эмма личностно вырастает на наших глазах, мучительно и сладострастно переживая все болезни роста.

«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.

«Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Оставаясь выдающимся рассказчиком, классик — верный духу старой школы — широким мазком пишет пейзаж полосато-звездного капитализма, смешивая на палитре кровь и нефть, расширяя галерею своих пассионарных сложных героев, рвущих жилы ради достижения «американской мечты».

Скорсезе и его соавтор, обладатель «Оскара» Эрик Рот («Форрест Гамп», «Инсайдер», «Дюна») полностью перерабатывают роман Дэвида Гранна, меняя оптику. Их вестерн, социальный и криминальный детектив, судебная драма закручивается вокруг жутковатого по своей сути любовного романа между шофером Эрнестом Беркхартом (Леонардо Ди Каприо) и представительницей племени осейджей Молли (от величественной Лили Гладстон глаз не оторвать). Этот головокружительный и противоестественный роман между жертвой и преступником завораживает экзистенциальным безвыходным кошмаром, узнаваемым по истории многих империй и метрополий. Но прежде всего — символом жесточайшей, непримиримой американской трагедии геноцида индейцев, поддержанного законами расистского Дикого Запада. Трагедии, которую сами осейджи назвали «царством террора».

Ди Каприо для своей роли потерявший свое фирменное обаяние, существует на экране сразу в тысячах разнородных оттенков: внутренний конфликт, чувство вины и отрицание, лицемерие и искренность, сочувствие и жестокость, верность и предательство.

На предстоящем «Берлинале» Скорсезе получит почетного «Золотого медведя» за вклад в мировой кинематограф.

«Зона интересов» Джонатана Глейзера

Кадр из фильма «Зона интересов»

Кадр из фильма «Зона интересов»

Один из самых интересных фильмов каннского конкурса.

Экранизируя роман Мартина Эмиса, визионер Глейзер не следует сюжету, он исследует невыносимую пластичность этических рамок. О повседневной жизни обеспеченной немецкой семьи, чей дом прикорнул на плече концлагеря Освенцима. Не дом — настоящий рай, созданный усилиями его хозяйки, жены коменданта Освенцима и ее садовника. На чудесные семейные праздники собираются милые соседи с детьми, все веселятся и плавают в бассейне.

За стеной — приглушенные крики детей и взрослых, остервенелый собачий, расстрелы. Из трубы крематория столбом валит дым. Серый. Черный.

Мы не видим мук людей. Но буквально осязаем кошмарнейший из кошмаров.

Глейзер создает художественное пространство, с увертюрой на слепом экране, всплесками цвета в котором уживаются внешняя красота и леденящий сердце ужас.

Гран-при и приз ФИПРЕССИ́ Каннского кинофестиваля; один из претендентов на «Оскар» в категории «Лучший международный фильм».

«Прошлые жизни» Селин Сон


Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Скромная, без звезд и эффектов, тончайшим пером выписанная деликатная история об упущенных возможностях, запретной любви, которая длится и не прерывается где-то там — за подкладкой уравновешенной, успешной жизни в другой стране. С другим человеком. Треугольник, в котором нет измен, вины. Но есть нежность. История ослепительно острых и при этом негромких переживаний, впечатанных в радужку глаз. История разрыва с родиной, которая превращается в мечту, оседает золотой пылью вместе с падающим за горизонт светилом. Но прошлое, оказывается, никуда не исчезает. Оно просто стихает… до поры до времени. До рассвета следующего дня.

Тактильная режиссура Селин — словно фильм снимается не камерой, а сердцем. Как это сделано, непонятно. Ясно только, что это глубоко личная история, прожитая потрясающими актерами Гретой Ли, Хэ Соне и Джоном Магаро.

Главный приз премии Gotham Awards.

«Химера» Аличе Рорвахер

Кадр из фильма «Химера»

Кадр из фильма «Химера»

Волшебная с феллиниевскими отголосками романтическая сказка. О древней, совершенной и закопанной в земле красоте бесценных этрусских артефактов. Персонажи фильма — томбароли, расхитители гробниц, сбывающие найденные ценности дилеру.

Артур — вышедший из тюрьмы экс-археолог (прекрасный Джош О'Коннор), в своем белом потасканном костюме и грязных ботинках напоминающий многих романтических нарушителей закона в кино. Томбароли с помощью лозы Артура находят «древности», потом их клеят-чистят и продают дилеру. Действие очень итальянской и вместе с тем универсальной истории происходит в 80-е в одной из флорентийских деревень на берегу Тирренского моря.

Сквозь громкую болтовню, феллиниевский карнавал и приключения деревенских разбойников просвечивает простая мысль: красоту невозможно присвоить. И Артур все же отпустит мраморную богиню на свободу — в вечность.

А красота еще в самом фильме. Есть, например, сцена, в которой белые птицы прилетают и садятся на шерстяные спины овец. Со стороны кажется, что это овцы-ангелы.

«Опавшие листья» Аки Каурисмяки

Кадр из фильма «Опавшие листья»

Кадр из фильма «Опавшие листья»

Так умеет только Каурисмяки. Рассказать простую историю о встрече двух одиночеств. Фильм-романс. Поэтому в финале звучат нетленная The autumn leaves — на финском. Но минимализм с прибранными до минимума эмоциями не мешает почти тактильному ощущению сочувствия к своим любимым аутсайдерам. Теряющим работу. С трудом выплывающим.

Дождливая меланхолия с проблесками света — фирменного юмора. Чудные диалоги («Почему ты пьешь?» — «Депрессия». — «А отчего депрессия?» — «Оттого, что пью») Бытовой абсурд, демонстративная условность (дизайнерские декорации в роли рядовых квартир в обшарпанных домах), море мелодий ретро и песен. Бесстрашная сентиментальность. Они увидят друг друга под Серенаду Шуберта, полюбят — под Чайковского. А по радио, которое в каждом доме, — новости об обстрелах из Мариуполя, Чернигова, Киева.

Приз жюри Каннского кинофестиваля.

«Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки

Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Вам скажут, что от классика всех времен и народов Миядзаки ожидали большего. Не слушайте. Впрочем, мудрец и гений мировой анимации и не собирался вас удивлять. «Мальчик и птица» — очаровывающее поэтическое фэнтези о детской боли, потерях в ураганах Второй мировой войны.

Фильм-завещание, сложенный в свободной от всех канонов форме, подводящий итоги долгому пути. Интимное личное признание и обращение к каждому. При этом кино, объединившее любимые темы и мотивы режиссера, который наполнил их мыслями о сегодняшнем дне, прощанием с близкими. Осознанным принятием трагедии жизни с ее потерями и с ее светом. Вселенная Миядзаки продолжает прирастать чудесными существами — маяками надежды в мире полном трагедии.

«Рагу Додена Буффана» (в российском прокате несвежее название «Рецепт любви»)

Кадр из фильма «Рагу Додена Буффана»

Кадр из фильма «Рагу Додена Буффана»

Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг превращает романтическую драму в роскошное гастрономическое пиршество, в котором дух материализуется в шедеврах высокой кухни XIX века. А герои — повара экстра-класса, которых играют Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош, — признаются друг другу в вечной любви, готовя сложнейшие яства: это перепелки, фаршированные раковыми шейками, утопающая в кремовых сугробах белая рыба, бутылка старого бургундского, поднятая со дна моря. Перефразируя Чехова: люди обедают, пьют чай, а в этом время соединяются их судьбы.

Приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

Взрослые-нарциссы и дети-интроверты — все в опасности

Что смотреть в кино и на платформах в декабре-январе

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow