КолонкаОбщество

Антиреклама от спикера

Принятые Думой поправки так и не дали ясного ответа на вопрос, не будет ли всякое упоминание об «иностранных агентах» считаться их рекламой

Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Карпов

Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Карпов

Госдума в окончательном чтении приняла поправки к законам «О средствах массовой информации» и «О рекламе», направленные, как пояснил глава законодательного органа Вячеслав Володин, против «негодяев», которые даже «не скрывают, что направили их (рекламные доходы.Л. Н.) на финансирование киевского нацистского режима».

По сведениям Володина, «в минувшем году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах «иноагентов». Надо было постараться, чтобы собрать такие сведения: остающиеся в России коммерсанты и без специального запрета все правильно понимают, а реклама на «вражьих» сайтах — скорее всего остатки по договорам, которые были подписаны еще до присвоения «агентам» их статуса.

Поэтому главный вопрос, ответа на который ждали все еще не причисленные к реестру агентов «СМИ», заключался в том, что будет считаться рекламой самих «агентов», которую новоиспеченный закон тоже запретит. Увы, этот вопрос остался непроясненным. Вот каким пассажем будет дополнена статья 4 Закона о СМИ вслед за уже добавленным в нее в декабре 2022 года запретом упоминать «иностранных агентов» без специальной маркировки:

«Запрещается реклама в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов».

Неясность формулировки — в частности, упоминание «агентов» в конце фразы, а не сразу после слова «реклама» — заставляет обратиться к статье 3 закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года:

  • «— реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
  • объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама».

Читайте также

Диктатура культуры

Пропаганда и насилие — две стороны одной медали, отчеканенной в РФ

Если исходить из буквального толкования текста, который хотя и не указывает на оплату как обязательный признак рекламы, но оперирует понятиями «товар» и «рынок», само по себе упоминание практически не занимающихся коммерческой деятельностью НКО / СМИ / физических лиц, признанных «иностранными агентами», не может считаться рекламой, если это не «концерт, конкурс, фестиваль». Но тогда поправки в этой части вовсе не имеют смысла, а

самый рьяный правоприменитель может увидеть рекламу, допустим, в цитировании или изложении мыслей «агента» в качестве «результата его интеллектуальной деятельности».

Что мешало депутатам внести ясность, сопроводив поправки соответствующим примечанием? А не принято в Думе изъясняться доходчиво и неохота руки марать — пусть решают суды и Федеральный антимонопольный комитет. А журналисты, кто попугливей, прижмут уши и любых «иностранных агентов» от греха подальше вообще постараются не цитировать и не упоминать.

Читайте также

Хватательные органы

Первый залп из новейшего орудия «конфискации» по члену семьи «террориста» Бориса Акунина* сам грозит обернуться фейком

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow