СюжетыОбщество

Политическое зерно

Против чего протестуют европейские фермеры и почему поляки блокируют границу с Украиной

Массовые протесты фермеров, прокатившиеся в последние несколько недель по Европе, не имеют одной причины, и поэтому не имеют одного универсального и быстрого решения. Примитивно было бы связывать их только с наплывом на огромный европейский рынок дешевого продовольствия из Украины. Они вызваны также стечением других обстоятельств — от консервативной реакции на технологическую революцию европейского «зеленого курса» до начала политической гонки к июньским выборам в Европарламент, от роста мировых цен на зерно до подорожания солярки на ближайшей заправке.

Варшава. Протест польских фермеров. 6 марта 2024 года. Фото: Wojciech Olkusnik / East News

Варшава. Протест польских фермеров. 6 марта 2024 года. Фото: Wojciech Olkusnik / East News

Но, несомненно, разные причины вызваны геополитическим потрясением специальной военной операции России в Украине. Просто рутинные проблемы враз обострились.

Протесты фермеров в «европейском квартале» Брюсселя — это довольно обычное явление, «издержка демократии», заложенная в сметы. Но демонстрация в понедельник, 26 февраля, побила многие рекорды. Она была приурочена к заседанию Совета ЕС на уровне министров сельского хозяйства, которые должны были обсудить предложенные Европейской комиссией меры, призванные через некоторые уступки ослабить накал протестов.

Колонны полицейских микроавтобусов с мигалками и автофургоны с лошадьми конной полиции подтягивались в город из провинций с воскресного вечера. К утру, по оценкам полиции, 900 тракторов парализовали работу «европейского квартала» на подъездах к площади Робера Шумана, где находятся Европейский совет и Еврокомиссия. Самые агрессивные группы фермеров затеяли столкновения с полицией. Жгли шины, заполняя улицы черным дымом, бросали в полицейских файеры, навоз, яйца. Те в ответ применили водометы и слезоточивый газ. Судя по надписям на плакатах и номерным знакам транспортных средств, участники приехали не только из провинций Бельгии, но и из соседних стран.

В этот и другие дни фермеры вышли на улицы в целом ряде стран Европы. В Париже они блокировали Площадь Звезды с Триумфальной аркой, в Испании перекрывали движение на автомагистралях возле французской границы. Не получив понятного ответа на свои требования, они обещали устраивать подобные акции и дальше и наметили конкретные сроки в марте.

Особый случай — Польша, где протесты фермеров приобрели особый размах, блокируются дороги, ведущие на запад, в сторону Германии, а также пограничные переходы на границе с Украиной. 

Но об этом ниже… Фермеры недовольны прежде всего бюрократической волокитой Общей сельскохозяйственной политики ЕС (аббревиатура латинскими буквами CAP знакома каждому, кто интересуется функционированием союза). От выполнения формальных процедур, условий и отчетности зависит полная и своевременная выплата аграриям субсидий из союзного бюджета и, следовательно, их доход. Субсидии CAP имеют целью поддержание высоких стандартов качества европейской сельскохозяйственной продукции, ее экологической чистоты, но также сохранение, восстановление и улучшение природного ландшафта, качества жизни в сельской местности.

Изначально главным бенефициаром CAP была Франция с самым значительным в ЕС аграрным сектором. По мере расширения ЕС и включения в него других сельскохозяйственных держав (например, Польши), по мере глобализации и изменения правил международной торговли, заключения договоров о свободной торговле ЕС с другими странами и регионами мира CAP устаревала, реформировалась и продолжает реформироваться.

Протестующие фермеры на трассе в Шийи-Мазарен, к югу от Парижа. Фото: AP / TASS

Протестующие фермеры на трассе в Шийи-Мазарен, к югу от Парижа. Фото: AP / TASS

  • Недавно принятый Европейским союзом «зеленый курс» диктует европейским фермерам немало новых условий и правил в области экологии и борьбы с изменением климата. Например, ограничение применения пестицидов и химических удобрений, регулирование водопользования, обязанности по озеленению, сохранению и созданию мест обитания дикой фауны. Все это, естественно, требует дополнительных затрат, удорожает продукцию и бьет по карманам производителей. Да, в какой-то мере компенсируется субсидиями, но через систему контроля и отчетности.Это первая и главная группа причин волнений европейских фермеров. Она долговременная и будет существовать, то затихая, то обостряясь, пока существует Общая сельскохозяйственная политика ЕС и идут преобразования «зеленого курса».
  • Вторая группа причин — это экономический кризис, связанный с геополитикой. Сначала с пандемией COVID-19, а потом с военной операцией России против Украины и кардинальным ухудшением отношений между Западом и Россией. Здесь все понятно:

нарушение мировых цепочек поставок и коммуникаций, рост цен на энергоносители и нефтепродукты, инфляция, рост стоимости жизни. Все это обостряет и проблемы фермеров.

  • Третья группа причин — конкуренция с дешевым импортом в Европу из стран, в которых необязательно соблюдать высокие стандарты ЕС. И вот в протестах европейских фермеров громко звучит название Украины, хотя и не только ее. На первых порах критика сосредоточилась на соглашении о свободной торговле между ЕС и южноамериканским экономическим блоком Меркосур. Среди источников угроз упоминаются торговые соглашения с Мексикой, Австралией и другими странами. По словам лидеров протестующих, подобные соглашения позволяют некачественным продуктам питания поступать в Европу по демпинговым ценам.

Чем дальше на запад Европы, тем дальше от Украины. На лозунги фермерских протестов в Бельгии, Франции, Испании, да, наверное, и Германии ее занесло скорее политическими и пропагандистскими ветрами. Нынче Украина на слуху из-за ощущаемой европейцами военной угрозы и большого количества беженцев. Украинскую тему активно вносят в движение фермеров популистские партии, которые набирают очки в предвыборных компаниях, в частности — к предстоящим 6–9 июня выборам в Европарламент.

А вот настроения протеста в Польше имели явно антиукраинский подтекст. Один из плакатов во время демонстрации фермеров перед зданием польского сейма в Варшаве даже гласил: «Хватит отравленной еды из Украины в польских магазинах». Другой был адресован Брюсселю: «Европейская политика уничтожает фермеров. Нет товарам из Украины».

Но сначала немного предыстории. Украина после победы Евромайдана 2014 года связана с ЕС соглашением об ассоциации и зоной свободной торговли, но, в отличие от Польши и других ближайших западных соседей, она не член Единого рынка ЕС. То есть в торговле со странами союза сохранялись некоторые ограничения и барьеры. Так было до российской спецоперации.

Украина — один из ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственных товаров первого ряда, таких как подсолнечное масло, ячмень, кукуруза и пшеница. Военное наступление России и блокада украинских портов Черного моря серьезно ограничили способность страны отправлять экспортные товары на внешний рынок и лишили ее важного источника доходов.

Варшава. Протест польских фермеров. 6 марта 2024 года. Фото: Wojciech Olkusnik / East News

Варшава. Протест польских фермеров. 6 марта 2024 года. Фото: Wojciech Olkusnik / East News

В июне 2022 года Брюссель в пожарном порядке отменил все тарифы и квоты на украинский импорт, чтобы облегчить транзит по сухопутным «маршрутам солидарности» через Польшу, Румынию и другие страны ЕС, предоставлявшим альтернативу пути по Черному морю. Но

режим свободной торговли привел к резкому увеличению поставок украинского зерна в соседние страны, что вызвало протесты местных фермеров, которые заявили о недобросовестной конкуренции.

Спор разгорелся в апреле 2023 года, когда перенасыщение дешевыми украинскими продуктами питания привело к снижению цен для местных производителей, затовариванию складов. Польша, Венгрия и Словакия сразу ввели запреты на украинские продукты, Румыния и Болгария договорились о лицензировании и контроле потоков.

Еврокомиссия назвала эти запреты неприемлемыми, незаконными в ЕС и противоречащими духу солидарности блока. Группа из 12 европейски продвинутых стран, включая Германию, Францию, Нидерланды и Бельгию, заявила, что целостность Единого рынка под угрозой. Одновременно Киев, пользуясь своим правом, подал иск во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Но поскольку недовольство фермеров угрожало подорвать солидарность ЕС с Украиной, а голоса жителей сельской местности имеют решающее значение на важнейших для правящей элиты ЕС июньских выборах, Еврокомиссия пошла на временное соглашение. Оно позволило перевозить четыре украинских товара — пшеницу, кукурузу, рапс и подсолнечник — транзитом на внешний рынок через соседние страны ЕС, не оставляя их там ни для внутреннего потребления, ни для хранения. Договоренность закончилась в сентябре. Однако Польша, Венгрия и Словакия сохранили национальные запреты. Украинцы продолжали везти свои товары через границу транзитом, но часть оседала у ближайших соседей по законам свободного рынка.

Всепольский протест фермеров начался 9 февраля. Аграрии выступали по всей стране, перекрывая дороги к пунктам пропуска на границе с Украиной. На пограничных переходах неизвестные высыпали зерно из украинских грузовиков и железнодорожных вагонов. 27 февраля прошел организованный профсоюзами работников сельского хозяйства «Марш на Варшаву», в котором приняли участие десятки тысяч фермеров и их сторонников. Они требовали прекращения неконтролируемого доступа в Польшу сельхозпродукции из Украины и отказа от экологических требований «зеленого курса» Евросоюза.

Протест польских фермеров. Фото: NewsLubuski / East News

Протест польских фермеров. Фото: NewsLubuski / East News

Премьер-министр Польши Дональд Туск, убежденный сторонник Евросоюза и даже его бывшее «первое лицо» (председатель Евросовета в 2014–2019 гг.), унаследовал эту проблему с Киевом и Брюсселем от предыдущего консервативного правительства. Несмотря на свою «европейскость», он встал на защиту интересов польских фермеров, назвал решение ЕС снять барьеры для Украины «опрометчивым» и обещал бороться, если не за отмену европейского стратегического проекта «зеленый курс», то за его существенную корректировку.

По горячим следам «марша на Варшаву, 29 февраля Туск встретился с его организаторами и активными участниками. После этого разговора он заявил, что они «находятся на одной стороне», заверил, что

поляки хотят помочь Украине и будут ей помогать, но эта поддержка не должна быть за счет интересов польских фермеров.

По словам польского премьера, «зеленый курс» ЕС имеет похвальные климатические цели, но некоторые требования ложатся тяжелым бременем на хозяйства, особенно средние и мелкие. Он повторил мнение участников протестов, что производители продуктов питания в ЕС не могут конкурировать с украинцами, поскольку стандарты, которые от них требуются, очень высоки. Напротив, в ЕС нет никаких стандартов и требований, законодательно предъявляемых к украинским продуктам.

Представитель фермеров Кшиштоф Хмель заявил, что они не узнали ничего конкретного. А коль соглашение с правительством не достигнуто, то следующая акция протеста была запланирована на 6 марта в Варшаве.

Туск настаивал на том, что польские фермеры в целом не настроены антиукраински. Многие из них — те же люди, которые помогали украинским беженцам. Он напоминал, что в Евросоюзе нет другой страны, которая сделала бы в плане солидарности с воюющей Украиной больше, чем сделала Польша.

На фоне этого появились сообщения, что польские чиновники обеспокоены риском проникновения пророссийских элементов в фермерское движение с целью разжечь антиукраинские настроения.

Но реальные события омрачают польско-украинские отношения, вносят в них напряжение и нервозность. Президент Украины Владимир Зеленский по мере обострения противостояния усилил свою риторику. 21 февраля в видеобращении он осудил польских фермеров, которые, по его словам, «возмутительно выбрасывали» украинское зерно во время демонстраций. Он позвал польского премьера лично приехать для переговоров на блокированную фермерами границу, добавив, что пригласил туда и представителя Еврокомиссии. Он призвал Брюссель вмешаться, чтобы избежать политической манипуляции спором между Варшавой и Киевом по поводу сельскохозяйственного импорта. Видимо, это было произнесено в эмоциональном порыве. Встреча в верхах на границе не состоялась. Спикер пресс-службы Еврокомиссии сказал, что в Брюсселе приглашения на нее не получали.

Читайте также

Трактористы наезжают на премьера Франции

Как первое программное выступление 34-летнего Габриэля Атталя «подействовало» на фермеров, которые решили продолжить тракторный марш на Париж

На менее высоком уровне переговоры между Украиной и Польшей идут. По признанию представителя польской стороны, «очень трудно». Они сосредоточены на возможном введении квот на импорт украинских продуктов. Его украинский коллега сказал, что Киев может предложить инструменты мониторинга и лицензирования для ограничения поставок в случае резких скачков. По словам премьера Туска, правительства Украины и Польши встретятся 28 марта в Варшаве, чтобы попытаться найти решение.

Вряд ли дело дойдет до закрытия границы для украинских продуктов. Скорее — о попытке создать в чрезвычайных условиях относительное подобие былой нормальности. Польша не только импортер сельхозпродукцию из Украины, но и основной экспортер продуктов питания в Украину.

Блок демократических партий Туска находится у власти в Польше с декабря прошлого года в результате победы на выборах над консервативной партией «Право и справедливость» (ПиС). Не сказать, чтобы триумфальной победы. Относительный успех предстоит закрепить, и есть возможность это сделать на апрельских выборах в местные органы власти и на июньских — в Европарламент. Борьба будет идти за каждый голос, поэтому недовольство фермеров очень некстати, и надо продемонстрировать, что правительство на их стороне. В то же время сохраняя роль самого последовательного в ЕС симпатизанта и защитника Украины.

Похожая ситуация на остальном европейском пространстве. Волна протестов в 27 странах-членах ЕС стала серьезным вызовом для лидеров, большинство из которых решительно поддерживают Украину, но вынуждены реагировать на растущее социальное недовольство.

Следуя предложениям Еврокомиссии, 26 февраля министры сельского хозяйства стран ЕС пообещали сократить бюрократическую волокиту, повременить с запретами на пестициды, по крайней мере — до выборов в Европарламент. Но призвали брюссельский исполнительный аппарат придумать более глубокие предложения в ответ на требования фермеров, в том числе и в части конкуренции с дешевым импортом. Предлагаемое постановление ЕС, которое все еще находится на стадии обсуждения, должно снять запреты на импорт из Украины, но позволит государствам-членам ЕС вновь вводить их в случае потрясений рынка на местном уровне. То есть если объемы импорта превысят некие пороги безопасности.

Европарламент на прошлой неделе проголосовал за европейский Закон о восстановлении природы, который направлен на восстановление биоразнообразия и деградированных экосистем, но может оказать дополнительное давление на сельскохозяйственный сектор. И это несмотря на шумные демонстрации протеста фермеров против спорной экологической политики «зеленого курса». Законодатели ЕС приняли нацеленный на перспективу документ 329 голосами «за», 275 — «против» и 24 — воздержавшихся.

Партии европейского политического мейнстрима рассчитывают продолжать курс на технологическую и экологическую революцию, глядя дальше фермерских протестов и даже кризиса вокруг Украины.

Но сначала надо остаться у власти — и на крепких ногах. Впереди — задающие тон политической жизни в Европе выборы в Европарламент.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на съезде Европейской народной партии. Фото: AP / TASS

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на съезде Европейской народной партии. Фото: AP / TASS

Популисты и крайне правые, влияние которых на фоне кризиса растет, подхватили в качестве предвыборных флагов антиукраинскую тему, усталость населения от войны и рост цен на продукты, ударивший по «массам».

Соотношение сил в Европарламенте изменится, но ядром скорее всего будет нынешний мейнстрим, и у главы Еврокомиссии, представительницы христианских демократов Германии Урсулы фон дер Ляйен есть все шансы остаться на второй срок. Она — приверженка «зеленого» и «цифрового» переходов, освобождения от энергетической и сырьевой зависимости от России, поддерживает Украину на пути соединения с Западом. Но в демократиях на пути к победе приходится быть осмотрительным и учитывать всякие настроения избирателей. До выборов, конечно, — а потом следовать намеченным курсом.

Хорошо известно, что даже самые важные факты имеют лишь ограниченное влияние на политическую и социальную реальность. Наплыв дешевого украинского продовольствия как причина и основание для волнений фермеров по всему континенту воспринимается как постулат, в том числе политиками. Но убедительного экономического разбора пока не хватает.

Читайте также

Украина или граница в Техасе — кому что ближе

О дискуссии на Мюнхенской конференции по безопасности

Зампред Еврокомиссии Маргаритис Схинас признался прошлой осенью журналистам, что мониторинг, проводимый исполнительными структурами ЕС, не выявил негативных последствий импорта из Украины для союзного рынка в целом: без малого полмиллиарда потребителей и свое развитое интенсивное производство. Но допустил, что этот импорт мог оказать некоторые пагубные последствия на локальном уровне.

А бывший замминистра сельского хозяйства Польши, глава генерального директората Еврокомиссии Ежи Плева, рассказал в недавнем интервью ресурсу Euractiv, что ухудшает ситуацию нынешний низкий уровень мировых цен на зерновые. Низкие цены на зерно на мировых рынках, сказал он, во многом обусловлены рекордным экспортом России. Российское зерно выбрасывается по очень низким ценам в основном на рынки Африки и других развивающихся регионов, но также и Европы.

Но считается, особенно в Польше, что проблема только в Украине и в «зеленой» политике Брюсселя. Конечно, не надо недооценивать влияние украинского импорта на тяготы фермеров, особенно средних хозяйств, но нынешняя тенденция цен на зерновые в Польше «также коррелирует с ценами на европейском и мировом уровне».

Падение цен — это результат глобальных рынков, и, по мнению некоторых экспертов, цены продолжат падать даже после введения запрета на украинский импорт.

Но вот уже Туск в разговорах с его латвийской коллегой Эвикой Силиной соглашается с идеей ввести ограничения на импорт зерна из России.

Новые экологические правила «зеленого курса» ЕС, какими бы похвальными с точки зрения будущего они ни были, означают новые затраты. Эти затраты в союзе уже и так одни из самых высоких в мире, что подрывает конкурентоспособность европейских сельскохозяйственных производителей на мировом рынке. Влияние российской СВО подтолкнуло давно намеченную «зеленую» революцию, но одновременно и уменьшило запас ресурсов на ее проведение.

Тем не менее курс выбран. Сейчас Европейский союз — это один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной и пищевой продукции в мире. Эту позицию ярко иллюстрируют крохотные Нидерланды, которые, теряясь на географической карте, являются вторым после США экспортером сельскохозяйственной продукции в мире в стоимостном выражении, оставляя позади гигантскую по территории Россию.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow