СюжетыОбщество

Трактористы наезжают на премьера Франции

Как первое программное выступление 34-летнего Габриэля Атталя «подействовало» на фермеров, которые решили продолжить тракторный марш на Париж

Самый молодой в истории Франции премьер-министр Габриэль Атталь выступил в парламенте с искрометной речью об общих направлениях политики правительства. Главная интрига, сохранявшаяся до конца выступления, — продолжат ли фермеры свой «наезд» тысячами тракторов на столицу, разрешилась скоро… Другой вопрос — смогут ли они, как грозились, еще и заблокировать продуктовый рынок Ранжис — самый крупный в Европе, «чрево Парижа» и всего столичного региона. Правительство предупредило: не смейте, рынок — «красная линия»! И окружило его большим количеством полиции со спецтехникой и бронетранспортерами.

Фермерский протест во Франции. Фото: Zuma \ TASS

Фермерский протест во Франции. Фото: Zuma \ TASS

Причины фермерского «бунта»

Причины, которые объединяют марш французских фермеров с протестными акциями в еще нескольких странах Евросоюза, — жесткие экологические нормы и другие формы чрезмерной «зарегулированности» работы, в первую очередь со стороны властей ЕС. Вот почему протестующим первыми «предложили руку помощи» представители крайне правой партии «Национальное объединение». Популисты ведь давно говорили, что единая Европа — «зло», и вообще — в июне выборы в Европарламент…

Кстати для популистов пришлась и вторая причина — «нелояльная конкуренция» со стороны фермеров-«чужаков». Власти ЕС и Франции пустили их на рынок, и своими недорогими и «некачественными» товарами (что, конечно, не всегда так; французская дороговизна далеко не всегда означает качественность) выбивают местных фермеров.

Еще один «порок», о котором знают фермеры почти всего мира, состоит в том, что

от конечной цены продукта крестьянам достается сильно меньше половины. Например, за литр молока они получают 40 сантимов, а в магазинах оно стоит в два с половиной раза дороже — больше евро.

Ситуация усугубилась на фоне военного конфликта в Украине: цены на продукты выросли в среднем процентов на 10, при этом на столько же в среднем снизились доходы фермеров, с учетом в первую очередь роста цен на энергоносители. Ухудшение продолжается уже очень долго: за последние 30 лет, согласно данным государственного статистического ведомства INSEE, доходы фермеров снизились на 40%.

Учитывая рост цен на дизельное топливо (рост, который уже перекрыл цену, выведшую на улицы «желтые жилеты»), фермеры потребовали освободить их от налога на его покупку.

Фермеры также говорят, что их достали постоянные обвинения в том, что они — «загрязнители природы». И штрафы за это, и суды. Экологическая полиция OFB вооружена и может войти на землю фермера без предварительного разрешения.

Протестующие также требуют от правительства облегчения доступа к воде, потому что сейчас сталкиваются со многими жесткими запретами, которые усугубляются протестами «экологистов». Кроме того, запрет на неэкологичные средства защиты растений от паразитов (при отсутствии альтернатив) приводит к тому, что крестьяне часто теряют большую долю урожая, если не весь.

Акция протестов фермеров во Франции. Фото: AP / TASS

Акция протестов фермеров во Франции. Фото: AP / TASS

Фермеры также желают отмены налога на наследство в сельском хозяйстве.

Есть и локальные требования — например, на юго-востоке страны разводчики овец требуют «упростить» отстрел волков, а в Пиренеях — отстрел медведей.

Примерно четверть фермеров (работающих в сезон «до 80 часов в неделю», говорят они; в отличие от большинства граждан, работающих 35 часов) живет за чертой французской бедности. И статистика по суицидам у крестьян сильно хуже, чем в среднем по стране.

Притом что, конечно, есть и очень зажиточные фермеры, но не они в основном выехали около недели назад на своих тракторах с разных концов страны по направлению к Парижу. Сотрудники правопорядка пытались кое-где мешать их проезду, и тогда фермеры проезжали другими путями: например, на шоссе A20 во Вьене трактора объехали полицейский блокпост, преодолев барьер, заграждавший небольшую прилегающую дорогу.

Во вторник днем, когда премьер-министр начал свое выступление, они стояли колоннами, перекрывая движение на восьми автотрассах, ведущих к столице. Стояли, подготовленные к долгому маршу — с генераторами, обустроенными спальными местами, запасами воды и еды.

Очевидно, что фермерские профсоюзы решили воспользоваться удобным временем: атаковать еще не пришедшего в себя после столь высокого взлета молодого премьера, почти не нюхавшего пороху в политике и, кажется, не знающего толком, как растут булки на деревьях. Атаковать, зная, как важна для него эта первая программная речь — представляясь не знающей его стране, премьер никак не должен был допустить осечки на самом старте, а значит, может пойти на максимальные уступки.

Атталь встречался с представителями профсоюзов до своего выступления, но разговор их не удовлетворил в полной мере, и вот они ждали новых анонсов.

Около 12 000 фермеров на 6 тысячах тракторов частично или полностью заблокировали дороги в разных точках страны, но в основном — на подступах к Парижу. Фото: Roses Nicolas / ABACA

Около 12 000 фермеров на 6 тысячах тракторов частично или полностью заблокировали дороги в разных точках страны, но в основном — на подступах к Парижу. Фото: Roses Nicolas / ABACA

Что интересного сказал премьер

80-минутное выступление Атталя было достаточно сильным по содержанию, да и по форме: голос звучал уверенно, оратор ни разу не сбился, несмотря на постоянный шум оппозиции. В самом начале ему помогли товарищи из макроновской партии «Ренессанс», встретившие премьера овацией и стоя, — как будто он уже столько сделал для страны, что оставалось только принять благодарность и уйти. Но нет, он еще совсем ничего не успел сделать, но очень убедительно обещает и, кажется, верит в свои обещания, подкрепляя свою — и слушателей — веру напоминаниями о том, «что было сделано с 2017 года» (то есть с момента прихода Макрона к власти). «Мы начали решительные реформы, которые слишком долго откладывались» (в том числе пенсионную); безработица «впервые за 25 лет» на таком низком уровне, страна пятый год подряд становится самой привлекательной для иностранных инвесторов; мы как никогда прежде «инвестировали в нашу безопасность» (полицию и армию) и т.д.

Премьер-министр Франции Габриэль Атталь выступает с правительственным заявлением об общей политике перед Национальным собранием. Фото: Zuma \ TASS

Премьер-министр Франции Габриэль Атталь выступает с правительственным заявлением об общей политике перед Национальным собранием. Фото: Zuma \ TASS

«Самый молодой в истории Франции, если не считать первого консула Наполеона», — так написали о его назначении на пост премьера некоторые СМИ, но Атталь решил связать себя с давней историей страны еще одним примером:

  • «Я родился в 1989 году, в год двухсотлетия Французской революции. Это был 1989 год, когда мы верили, что либеральная демократия и социальный прогресс восторжествуют сами по себе. Мое поколение стало свидетелем обратного, наше поколение во всем мире видит — как ни одно другое до него — как его мир перевернулся с ног на голову».

Но все равно:

  • «мы видим больше причин надеяться, чем сомневаться», потому что «мы готовы сражаться — чтобы двигаться вперед», — заявил премьер, назвав в качестве «причин» ожидаемое празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии, летние Олимпийские и Паралимпийские игры-2024 и, наконец, открытие для посещений оживающего после пожара собора Нотр-Дам — в декабре.
  • «Франция» рифмуется с «могуществом» («La France» rime avec «puissance»), и она, со «своей тысячелетней историей», «своим богатейшим наследием», «всегда будет великой нацией», — заверил глава правительства. Вспомнив о главной на сегодняшний день стороне этого величия: «Франция — это моральное наследие: это родина прав человека, находящаяся на вершине их соблюдения, это — пример защищающей (своих граждан) социальной модели, вызывающей зависть во всем мире».
  • Премьер еще раз подчеркнул, что у Франции «нет иного пути, кроме как в рамках Евросоюза. Сказал о главной европейской трагедии наших дней: «(…) в Украине потрясла Европу, она разрушила мечту о вечном мире на нашем континенте, она сурово напомнила нам, что демократия хрупка, а свободу как идеал всегда нужно защищать… Но наша страна, наша Европа продемонстрировали решимость перед лицом (…) и свою солидарность с украинским народом».

Читайте также

За что нам эта пламенеющая готика

Репортаж из Парижа, где сгорел Нотр-Дам. И рухнул мир, на котором держится французская мечта

В конце прошелся по главным конкурентам в уже потихоньку начавшейся кампании по выборам в Европарламент. Фактически подтвердив предположение политологов, что Макрон выставил молодого «прогрессиста» Атталя в качестве ответа на выдвижение (в роли председателя лепеновской партии «Национальное объединение») молодого «традиционалиста» Жордана Барделлы.

Атталь рассказал, чего удалось «добиться благодаря Европе», пригвоздил (не называя их по имени прямо) популистов-«евроскептиков»: «Европа — вечный козел отпущения для тех, кто, не имея возможности управлять страной (папа Ле Пен проиграл пять президентских кампаний, его дочь Марин — три. Ю. С.), хочет уничтожить целый континент».

Премьер продолжил: «Я торжественно заявляю — в то время, когда без одной минуты полночь на часах нашего века, столкнувшегося с империализмами — маски должны будут упасть. Можно хотеть изменить Европу в интересах страны и мы это делаем, но нельзя хотеть выйти из Европы, если только не иметь других интересов, если только не служить другой стране, другой державе». (Президент Макрон не раз открыто обвинял Марин Ле Пен, что она «зависима» от МосквыЮ. С.).

Но большая часть выступления была, естественно, посвящена внутренней повестке. Самые интересные анонсы:

  • Обещано «идти дальше» для достижения «полной занятости»: «нужно создавать все больше стимулов для возвращения людей к работе»; «непостижимо, что безработица остается на уровне около 7%, в то время как отдельные компании и отрасли ищут работников по всей стране».
  • Обещано выйти из порочного круга «общества минимальных зарплат»: «Парадоксально, но минимальная зарплата у нас выше, чем у наших соседей, и мы этим гордимся (1400 евро в месяц. — Ю. С.). Но доля работников, получающих минимальную зарплату, у нас гораздо выше, чем у наших соседей».
  • Обещано «продолжать снижать налоговую нагрузку на средний класс», в первую очередь за счет оптимизации госрасходов, которой должны заняться «все министерства и сектора общественной деятельности».
  • «Я также хочу дебюрократизировать Францию. Облегчить бремя правил и норм, которые ложатся на тех, <…> французов, которые работают не покладая рук и создают рабочие места. Подсчитано, что каждый год мы теряем 60 миллиардов евро из-за (ненужных) процедур».
  • Обещано «разблокировать рынок жилья», сделав более доступной как покупку своего, так и получение социального.
  • Обещано улучшить ситуацию с медобслуживанием территорий, которые сейчас называют «медицинскими пустынями». Объявлен «большой набор» докторов со всего мира».
  • Обещано серьезно улучшить материальное положение преподавателей. Намечена реформа оценки школьных знаний.
  • Обещано ужесточение подхода не только к несовершеннолетним правонарушителям (которые, напомним, минувшим летом «воспламенили» десятки французских городов), но и к родителям.
  • Обещано усиление борьбы с наркоторговлей.
  • Обещано, на фоне подписанного только что закона, «продолжать усиление борьбы с нелегальной иммиграцией».
  • Смиренно обещана готовность работать вместе с оппозицией: «Дверь моя всегда будет открыта, потому что через вас, дамы и господа, выражаются голоса миллионов французов».

Читайте также

«Мудрецы» против телезрителей

Во Франции принимают сильно изменённый закон об иммиграции. Ультраправые могут радоваться?

Что интересного премьер сказал фермерам

Премьер в первый раз вспомнил о крестьянах уже на пятой минуте — правда, после перечисления «одиноких матерей», учителей, сотрудников правопорядка и прочих: «Франция — это наши рыбаки и фермеры, которые работают утром, днем и вечером, чтобы нас накормить». И именно на этих словах, как и перед началом выступления, депутаты из президентской партии вновь дружно встали, чтобы устроить премьеру овацию. Вскоре он снова послал сигнал фермерам: «Дамы и господа, как я уже сказал в самом начале, наше сельское хозяйство — это шанс… Потому что оно было и остается одной из основ нашей идентичности и наших традиций. Потому что наши фермеры воплощают фундаментальные ценности <…>. Я думаю о ценности труда, усилий и предпринимательской свободы. Наше сельское хозяйство — это наша сила и наша гордость».

Европейская помощь в рамках Единой сельскохозяйственной политики на 2023 год, которую он обещал ускорить, будет выплачена «к 15 марта», заверил Атталь, перечисливший меры, обещанные чуть раньше, — например, отказ от налога на дизельное топливо для сельскохозяйственного транспорта. Он также пообещал увеличить уровень покрытия ветеринарных расходов до 90%. Упомянул об увеличении налоговой помощи фермерам и «серьезном плане контроля за отслеживанием продукции», в то время как в последнее время фермеры сами взялись «проверять» иностранные грузовики на французских дорогах. Атталь пообещал, что все штрафы, выписанные предприятиям и супермаркетам, закупающим продукты ниже французской себестоимости, «будут направлены на финансовую поддержку фермеров».

Высказался премьер-министр и против «экологической жестокости»:

«Мы не будем противопоставлять экологию народу. <…> Необходимо прислушиваться к работающим фермерам, которые беспокоятся о своем будущем и своей профессии.

<…> Народная экология — это экология, в рамках которой каждый действует в меру своих возможностей».

«Мы должны проводить перевооружение сельского хозяйства, защищать наш суверенитет. <…> Производить — значит быть суверенным. Я хотел бы, чтобы эта цель продовольственного суверенитета теперь была четко закреплена в законе», — также сказал премьер.

«На европейском уровне три наших ближайших приоритета — это выделение средств, украинский импорт и МЕРКОСУР (страны Южной Америки, с которыми ЕС ведет переговоры насчет соглашения о свободной торговле.Ю. С.). Этим вопросам будет уделять самое пристальное внимание сам президент (на саммите Евросоюза 1 и 2 февраля)», — сказал глава правительства.

Макрон за несколько минут до начала выступления своего премьера пообещал из Швеции, где был с визитом, что выступит против договора с МЕРКОСУР (к которому стремится, например, Германия) из-за их «правил, не однородных с нашими». Он также призвал к «четким мерам» в отношении импорта мяса птицы и зерна из Украины. Чтобы обсудить эти и другие вопросы поддержки фермеров, 2 апреля он должен встретиться с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Макрон также «пожелал», чтобы дистрибьюторы «не извлекали всю добавленную стоимость» из своей работы с фермерами.

Бастующие французские фермеры перекрыли основные подъездные пути к Парижу. Фото: AP / TASS

Бастующие французские фермеры перекрыли основные подъездные пути к Парижу. Фото: AP / TASS

Ни выступление президента, ни меры, предложенные премьером, «не убедили» лидеров фермерских профсоюзов.

Во вторник вечером Атталь вновь встретился с основными организаторами «тракторного марша» — профсоюзами FNSEA и Jeunes agriculteurs. Встреча длилась три часа. Перечислив ряд уже объявленных мер, призванных облегчить жизнь фермеров, Габриэль Атталь вновь заявил, что сельскохозяйственный кризис не будет разрешен «за несколько дней», но он «готов идти дальше».

Фермеры пока решили примерно то же самое: двигаться по направлению к Парижу и рынку Ранжис. Отдельные группы планируют «перекрыть» второй город страны — Лион. К вечеру вторника власти насчитали по всей Франции около 120 блокад дорог, в которых участвуют 12 тысяч фермеров на 6 тысячах тракторов.

Более двухсот тракторов, по данным AFP, к ночи были на подъездах к Ранжису.

И это несмотря на то, что в воскресенье глава МВД Дарманен заявил, что занятие рынка, парижских аэропортов, города Парижа и крупных провинциальных городов представляет собой «красную черту, которую нельзя пересекать».

P. S.

Ближе к вечеру четверга, 1 февраля ситуация успокоилась. После того, как с утра фермеры приблизились к столице, заняли несколько супермаркетов, а большая группа вторглась на рынок Ранжис и устроила там локальные беспорядки (за что более 100 человек были задержаны полицией), премьер обратился с новым заявлением, в котором предложил еще несколько уступок. (Минфин оценил все экстренные уступки, сделанные в последние дни, в 400 млн евро). На фоне последовавшего выступления президента Макрона, который после переговоров с Урсулой фон дер Ляйен «на полях саммита» ЕС в Брюсселе заявил, что «был услышан» ею по вопросу договора с МЕРКОСУР, импорта украинской сельсхозпродукции и изменения отдельных европейских с/х норм, ведущие профсоюзы призывали фермеров пока остановить протестный марш и посмотреть, как на практике будут реализованы обещания. Полиция отпустила фермеров, задержанных за вторжение на рынок.

Читайте также

Дипломатическая дуэль — калибр 155 мм

В Париже создали «артиллерийскую коалицию», а Макрон пообещал Украине еще больше оружия. Посла Франции вызвали в МИД РФ

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow