СюжетыОбщество

Чиполлино и ШИЗО

Попав во взрослую колонию, 18-летний Никита Уваров сразу получил штрафные сутки

Чиполлино и ШИЗО

Развилка за КрАЗом. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Никита Уваров, впервые оказавшийся в тюрьме по «делу канских школьников-анархистов» в 14 лет, военным трибуналом признанный виновным в обучении терроризму и приговоренный к 5 годам колонии, а «Мемориалом»* признанный политзаключенным, находится сейчас в ИК-31 Красноярска. На днях с ним на длительное свидание смогли попасть его мать, Анна Уварова, и двоюродный брат Максим.

Выяснилось, что за первый месяц во взрослой колонии, практически сразу после карантина, Никита уже успел заехать в ШИЗО: три дня там ему дали из-за ошибки, допущенной им в описи вещей. Что-то забыл вписать. На вопрос адвоката Владимира Васина (он тоже только что в колонии встречался с подзащитным), стоит ли обжаловать, Никита ответил: «А зачем? Я же сам виноват».

Никита Уваров — последнее фото из детской колонии

Никита Уваров — последнее фото из детской колонии

Жалоб у Никиты ни на людей в погонах, ни на сидельцев нет, всё, говорит, нормально. Живет в бараке, где 80 человек, в комнате — 10–15. Болит горло — видимо, тяжелая ангина. В колонии есть и другие политзаключенные — три человека. Никаких бесед по перевоспитанию, совместных просмотров телепередач нет. Бывает, показывают кино. Последний раз фильм был с Нагиевым — «Самый лучший день» («караоке-комедия» Жоры Крыжовникова 2015 года).

Работать пока не начал, так как еще не трудоустроен. Но «к труду привлекали» — подметал территорию, убирал. Никита тему не развивал, работать он хочет, но всем, наслышанным о порядках или знакомым с ними в этой и соседних колониях (их тут три: еще 17-я, строгого режима, и 27-я, режима особого), понятен смысл этого знакового действа. Это ритуал, инициация. Об этом «Новой» рассказывали многие бывшие заключенные этих колоний. И это мероприятие всегда происходит под съемку — для борьбы с «отрицаловом» (режима), с воровскими идеями и понятиями. «Мужик», исходя из них, может убирать только за собой и себе подобными. Если тебя заставили выполнять ст. 106 УИК РФ (хозработы), тебя с точки зрения черного, уголовного мира серьезно запятнали. В разных колониях «ломают» на 106-ю с разным упорством, здесь же это всегда происходит на безотказном конвейере. И как сказал Никита Анне, «блатных» здесь вовсе нет, все сотрудничают…

Но, вероятно, главный смысл все же не столько идеологический, сколько сугубо практический и материальный. В этом конгломерате колоний на улице Кразовской (в санитарно-защитной зоне крупнейшего в мире Красноярского алюминиевого завода, КрАЗа) происходит помол ржи и пшеницы, выращивание овощей, обжиг извести, пошив матрасов, производство колбасы, туалетной бумаги, шкафов и гробов, рыболовных мух, крючков, мормышек, гвоздей, древесного угля, арматурной сетки, игрушек, окон, брусчатки, бордюров, «тарной дощечки» и туалетов, решеток и фасадной плитки. Переборка и сортировка мусора. Наконец, колонии поставляют рабсилу по договорам. Ну и в колониях тоже плавят алюминий. Это всё — бизнес на подневольном и очень, очень малооплачиваемом труде.

Несмотря ни на какие драконовские порядки, все же случается и здесь, что заключенные не хотят горбатиться за копейки, теряя напрочь здоровье, или принципиально отказываются работать, отрицают режим. И экономика лагерей страдает. Срывается не только чей-то бизнес, но и ответственные государственные задачи (заключенных привлекают к их исполнению). А ч. 1 ст. 106 УИК РФ — это как раз про бесплатный труд.

Вот и ломают сразу, заранее. Выводят мести во двор канцерогенную пыль, летящую с КрАЗа, и снимают, чтобы в случае чего предъявить: человек подписался работать.

Возможно, и в ШИЗО Никита попал больше для профилактики, чем в наказание. Всем, кто в потенциале способен на неподчинение, демонстрируют возможности системы, режима. Примечательно, что находился Никита в камере изолятора не один — вдвоем.

Между тем Никита трудиться намерен. И в списке профессий, данных ему в Канской воспитательной колонии, кроме специальности «уборщик» (там его трудоустроили ближе к выпуску — на территории около церкви подметал и выщипывал траву на брусчатке и вокруг), есть и работа на деревообрабатывающих станках. И такой цех в ИК-31 работает.

Анна Уварова, мать Никиты, и Максим, двоюродный брат. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Анна Уварова, мать Никиты, и Максим, двоюродный брат. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Но пока Никиту туда не взяли. Учиться тоже пока возможности нет, но и учиться Никита хочет. Вероятно, поступит в местный техникум — при зоне. Попробует, так как с учебой в Международном восточно-европейском университете (это Ижевск, и вуз, и колледж, куда на графический дизайн Никита поступил прошлым летом) ничего не получается: весь процесс обучения — онлайн, нужен мощный комп со множеством профильных программ, постоянный доступ к интернету, ничего этого нет. Никита знает, что ему пришла в зону учебная книга по дизайну, но пока ее не выдали.

Адвокат Васин говорит, что Никитой в мире продолжают интересоваться, задают вопросы. Вот ответы на некоторые.

  • «Доходят ли письма, в том числе отправленные из-за границы?» — «Из-за границы получаю по электронке. В начале февраля получил акт изъятия письма от некой Михайловой. Письмо изъяла цензура, и оно до меня не дошло. Мотив изъятия указан такой: «Новости в поддержку СВО».
  • «Кто вдохновляет?» — «Летов крутой!»
  • «С каким героем мультфильма или фильма Никита себя ассоциирует?» — «Чиполлино» (улыбается). У Никиты появилась новая мечта: «Хотел бы научиться играть на пианино».
  • «Кем мечтал стать в детстве?» — «Полицейским». Анна сохраняет сочинения Никиты, в том числе еще из начальных классов, о том, что он хочет помогать людям и поэтому стать полицейским.
  • «Чего боишься?» — «За близких боюсь».
  • «Любимая песня или песня, с которой ассоциируется какое-то важное событие в жизни?» — «Не успел дожить до важных событий. Детство и юность — в зоне» (смеется).

Конец срока Уварова — 19 марта 2026 года.

Что можно сделать

Красноярская ИК-31 подключена к сервису «Зонателеком». Пишите письма, Никита их ждет.

Адрес для бумажных писем: 660111, г. Красноярск, ул. Кразовская, 10. ИК-31, Уварову Никите Андреевичу 2005 г. р.

Читайте также

Девять дней неизвестности

Никита Уваров нашелся в ИК-31 Красноярска. Пока он был на этапе, умер его дед

* Признан в РФ «иноагентом» и ликвидирован.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow