КомментарийПолитика

Макрон: «Настанет момент, когда нужно будет снова поговорить с президентом РФ»

Но сейчас не время, поэтому «мы будем готовы принять необходимые решения, чтобы Россия не победила никогда». Итоги большого интервью

Макрон: «Настанет момент, когда нужно будет снова поговорить с президентом РФ»

Выступление президента Франции Эмманюэля Макрона в прямом эфире французских телеканалов TF1 и France 2. Фото: LUDOVIC MARIN / AFP / East News

Президент Макрон дал большое интервью национальным телеканалам TF1 и France 2. Как полагали некоторые наблюдатели, глава государства мог бы использовать этот разговор для того, чтобы «пойти на попятную» после своего февральского заявления о том, что он «не исключает» отправки наземных войск в Украину. Тем более что после того заявления уже и министр вооруженных сил Себастьян Лекорню, и глава МИД Стефан Сежурне «уточнили», что вопрос об отправке «боевых частей» не стоит, а речь, скорее, о присутствии западных инструкторов в Украине и специалистов по разминированию. Одновременно в СМИ появились утечки о том, что Париж «собирает коалицию» европейских государств, поддерживающих предложение Макрона отправить войска «в случае необходимости». Сам президент во время телеинтервью вечером 14 марта не только не отказался от своих слов, но и сделал несколько новых громких заявлений.

Как выяснилось, президент хотел объяснить французам — которые, согласно соцопросу, пока не хотят «отправки боевых подразделений» в Украину (79%) и многие из которых выступают против «отправки инструкторов» (47%), — почему «ничего нельзя исключать».

До интервью. Контекст

Выступление президент запланировал на следующий день после того, как обе палаты парламента — Нацсобрание и Сенат, во вторник и среду соответственно, — подавляющим числом голосов одобрили 10-летнее франко-украинское соглашение о гарантиях безопасности, которое Макрон и Зеленский подписали в Елисейском дворце 16 февраля.

Голосование в парламенте носило исключительно символический характер: соглашение не нужно было ратифицировать, Макрон просто хотел, чтобы таким образом народные избранники одобрили его политику поддержки Украины. И добился этого (несмотря на звучавшую с парламентских трибун критику предложения об «отправке войск»). Причем даже партия многолетней верной попутчицы Кремля Марин Ле Пен не решилась голосовать против, предпочтя воздержаться.

Глава Французской компартии Фабьен Руссель после дебатов в Нацсобрании. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Глава Французской компартии Фабьен Руссель после дебатов в Нацсобрании. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

К слову, гибридно продвигавший во время этих дебатов прокремлевские инициативы глава Французской коммунистической партии (22 депутата в 577-местном Нацсобрании) Фабьен Руссель за несколько дней до этого заявил, что Макрон якобы раскрыл условия, при которых может «отправить войска» в Украину. По словам коммуниста, президент сделал это во время встречи по вопросу поддержки Украины с лидерами оппозиционных партий в Елисейском дворце 7 марта (накануне Макрон поговорил по этому же вопросу с экс-президентами Олландом и Саркози — нужно было показать соотечественникам, что он учитывает максимально широкий спектр мнений). По словам Русселя, президент якобы «показал на карте» продвижение фронта «к Одессе или Киеву», «что может повлечь за собой вмешательство», поскольку «этого ни в коем случае нельзя допустить». Слова коммуниста пока больше никем не были подтверждены.

Во время интервью Макрону задали вопрос про Одессу, но он не стал отвечать на него прямо.

Читайте ранее

«Решимость сохраняется»

Макрон и Зеленский подпишут 10-летний договор о гарантиях безопасности между Францией и Украиной

Интервью. Никаких красных линий в отношении поддержки Украины

Прежде чем прямо ответить на первый заданный вопрос («Рассматриваете ли вы возможность отправки западных войск в Украину?»), Макрон сделал короткий экскурс в историю: «в 2014 году Россия начала (…) против Украины», затем «мы сделали все, чтобы восстановить мир» (подписывали Минские соглашения, проводили заседания в Нормандском формате, и «единственная встреча избранного президента Украины [Владимира Зеленского] с Путиным прошла в этом зале [Елисейского дворца] 9 декабря 2019 года»). Но «кремлевский режим в очередной раз сам решил в феврале 2022 года начать вторую фазу этого наступления — (…) против Украины», — напомнил Макрон, прежде чем пояснить: «Если мы решим сегодня быть слабыми, если противостоя кому-то, кто не имеет ограничений, кому-то, кто перешел все границы (…), мы скажем ему «Я не зайду дальше этого или дальше того…», то в этот самый момент мы не решим вопрос о мире. Мы уже примем решение о поражении».

Подчеркнув вслед за тем, что «роль президента — отвечать за национальную оборону» и «принимать решения ради безопасности французов», Макрон повторил: «Что сейчас разыгрывается в Украине? (…), которая является экзистенциальной для Европы и для Франции». (Позднее сказал: «Если Россия выиграет (…), доверие к Европе будет сведено к нулю. (…) Безопасность европейцев — какой она будет? Как вы думаете, поляки, литовцы, эстонцы, латыши, румыны, болгары смогут хоть на секунду остаться в мире? И я даже не говорю о Молдове, которая сегодня не входит в Европейский союз, но которая будет второй под угрозой».)

«Так что я решаю, — продолжил президент Франции, не уточнив, что именно он решает, но напомнив, что все два года (…) «мы систематически делаем то, о чем говорили, что не будем этого делать — что умаляет значение «окончательных» заявлений, которые порой кое-кто делает в Европе».

Макрон и Шольц перед конференцией в поддержку Украины в Елисейском дворце, 26 февраля 2024 г. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Макрон и Шольц перед конференцией в поддержку Украины в Елисейском дворце, 26 февраля 2024 г. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

справка «новой»

Что с отношениями Макрона и Шольца

Макрон не стал уточнять, кто же именно эти «кое-кто», но известно, что и Париж, и Лондон уговаривали Германию передать украинской армии дальнобойные ракеты Taurus, способные бить на 500 км. При том, что и французы, и британцы уже давно передали ВСУ свои дальнобойные ракеты Storm Shadow (Scalp). Осторожный Шольц от этого всячески отказывается, и это тоже — наряду с несовпадением позиций по вопросу «отправки войск», а также немецкими упреками в том, что в финансовом отношении французы должны помогать Украине больше, — стало причиной значительного похолодания отношений между Парижем и Берлином в последние месяцы.

Дошло до того, что когда 5 марта в ходе визита в Прагу президент Макрон призвал европейцев «быть на высоте истории и мужества» и «не быть трусами», ему тут же ответил не равный по рангу канцлер, а министр обороны Германии Борис Писториус: призыв «не быть трусами» не способствует решению проблем Украины на местах, «нам не нужны (…) дискуссии о том, больше или меньше у нас мужества».

В тот же день на слова Макрона отреагировали в Вашингтоне. «В Украине не будет американских войск, задействованных на земле. И знаете что? Это не то, о чем просит президент Зеленский. Он просит инструментов и возможностей. Он никогда не просил, чтобы иностранные войска сражались за его страну», — заявил представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби.

«Осмотрительность не следует называть слабостью, как это делают некоторые», — подчеркнул в одном из своих позднейших выступлений канцлер Шольц. Впрочем, пару дней назад канцлер объявил, что у него «очень хорошие», «дружеские» отношения с Эммануэлем Макроном: «хорошее взаимопонимание (…) также помогает нам в работе».

15 марта в Берлине проходит экстренное заседание «Веймарского треугольника» с участием Шольца, Макрона и премьера Польши Дональда Туска. Господин Туск, как сказали источники «Газеты Выборчей», намерен исполнить роль «посредника» в урегулировании натянутых отношений.

Читайте также

Президент Франции не исключил отправку западных войск в Украину

Заявление сделано после конференции с участием 28 стран

«Два года назад мы говорили, что никогда не отправим танки… Говорили, что никогда не отправим ракеты, — продолжил Макрон в интервью рассказывать о «красных линиях», которые заставила снять ситуация на фронте. — Так что мы ввели слишком много ограничений в наш словарь, если так можно сказать. Мы не ищем эскалации. Мы не в войне против России. Просто нужно быть ясным в том, что мы не должны позволить России [выиграть]».

«Если Россия продолжит эскалацию, если ситуация ухудшится, мы должны быть готовы, и мы будем готовы» к новым шагам, пообещал французский президент. «Мы будем готовы принять те решения, которые необходимы, чтобы Россия не победила никогда».

На вопрос журналиста, к чему именно Франция может быть готова и при каких условиях («например, решительное продвижение российской армии на фронте» или угроза «падения какого-нибудь ключевого города, например, Одессы, ведь все это не очень точно…»), Макрон ответил: «Но, может быть, мы правы в том, чтобы не быть точными?»

«Мы никогда не поведем наступление, никогда не возьмем на себя инициативу. Франция является силой мира. Просто сегодня, чтобы в Украине был мир, надо не быть слабыми. И поэтому надо трезво посмотреть на ситуацию.

И мы должны с решимостью, волей, мужеством заявить, что мы готовы использовать средства для достижения нашей цели, которая состоит в том, чтобы Россия не победила», — повторил Макрон, следом напомнив, какая у Франции армия, чей бюджет был удвоен за годы его правления, и на что она готова: «У нас модель полноценной армии, сил сдерживания и оперативных армий (…). Мы — одна из редких стран Европы, которая в течение десяти лет размещала силы в Сахеле для борьбы с терроризмом. И мы потеряли там десятки людей».

При этом французский президент заверил, что не хотел бы, чтобы дело дошло до более решительных действий, и даже подчеркнул, при каком именно условии этого точно не случится: «Если Россия уйдет с занимаемых ею позиций и позволит наступить миру». Уход должен быть полномасштабным, подчеркнул Макрон: потому что «мир — это не капитуляция Украины и не ампутация [территории] Украины», «не будет прочного мира, если не будет суверенитета и возврата к международно признанным границам Украины».

Продолжил: «Путин не остановится на том, чтобы выиграть (…). Но я считаю, что то, что я здесь говорю, является предметом всеобщего консенсуса — от президента Байдена до канцлера Германии и всех лидеров Европы. Только сила — наша сила, французская, европейская, натовская — может остановить это в Украине сегодня. Нужно обладать, если использовать старое выражение Черчилля, нервом мира. Желать мира — это не значит выбирать поражение. Желать мира сегодня — это значит не допустить падения Украины».

От прямого ответа на вопрос о том, «способна ли Россия нацелиться на вас» (вопрос был вызван слухами о том, что февральский визит президента Франции в Одессу и Киев был перенесен «по соображениям безопасности»), Макрон ушел, лишь заявив, что «это — ложная информация», которую распространяет сама Россия.

— Всю неделю или около того президент России Владимир Путин довольно четко и довольно угрожающе заявлял о ядерной угрозе. Франция — единственная страна-член Европейского союза, обладающая ядерным оружием. Считаете ли вы, что мы должны чувствовать себя особенно угрожаемыми? — спросили у Макрона.

— Прежде всего, мы должны чувствовать себя особенно защищенными, именно потому, что наделены этой силой, — заявил французский президент. — У нас есть устоявшаяся доктрина, и когда дело доходит до ядерного оружия, нужно мало слов. Ядерное оружие — это не инструмент для дестабилизации или угрозы… Наш ядерный потенциал в первую очередь обеспечивает безопасность французам. Это возлагает на нас ответственность (…) никогда не участвовать в эскалации, ни словесной, ни, очевидно, огневой.

На вопрос, является ли режим «Владимира Путина врагом Франции», Эммануэль Макрон ответил:

«Безусловно, сегодня Россия является противником. Кремлевский режим является противником. Но я всегда говорил: мы не ведем войну с Россией и российским народом, мы поддерживаем Украину».

P.S.

У Макрона спросили, как давно он не разговаривал с Путиным. «Несколько месяцев», — ответил он, хотя официально известно, что последний разговор был в сентябре 2022 г.: французский президент заставил себя снять трубку, чтобы поговорить о безопасности Запорожской ЗАЭС. «Слушайте, я разговаривал с ним всякий раз, когда это было необходимо. Я разговаривал с ним, очевидно, сотни часов до февраля 2022 года, и в период с февраля по апрель 2022 года, — чтобы попытаться остановить эту (…) и договориться о мире». Но так как его собеседник, по словам Макрона, весной 2022 года показал, что «перестал соблюдать какие-либо рамки» в Украине, «дискуссия больше не имела смысла». «Я полностью готов снова [вести разговоры] в любой момент, но нам все равно нужно, чтобы перед нами был кто-то, кто говорит правду и чье намерение — заключить мир», — подчеркнул французский президент. «И настанет — я надеюсь, как можно скорее — момент, когда нам нужно будет снова поговорить с президентом Российской Федерации, каким бы он ни был…», — сказал он в этом же интервью чуть раньше.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow