Сюжеты

Святая Русь в оплоте «бандеровщины»

Что на фоне отделения УПЦ от Москвы происходит в столице «москвофильства» — Почаевской лавре в Западной Украине

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 43 от 23 апреля 2018
ЧитатьЧитать номер
Общество

13
 

Украина как никогда близка к автокефалии (полной независимости) своей православной церкви. Такие выводы сделал президент Порошенко после своих 7-часовых переговоров в Стамбуле с Вселенским Патриархом Варфоломеем 9 апреля. 18 апреля президент направил патриарху официальное обращение об автокефалии, а 19-го то же самое сделал украинский парламент. Киевские власти ждут, что долгожданный Томос об автокефалии константинопольский Синод издаст в мае. Благодаря ему, «вернутся в каноническое поле» две крупнейшие «раскольнические» церкви мира — Киевский патриархат (более 5000 приходов) и УАПЦ (около 1500 приходов).

Однако наиболее шумная часть украинского православия против автокефалии. На фоне войны в стране произошла поляризация и радикализация общественных настроений. Особенно же коснулось церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которая считает себя «единственной канонической». Ей принадлежит большинство украинских приходов — более 11000. Подлинной столицей «москвофильства» стала Почаевская лавра, расположенная в западной Тернопольской области.

Градус настроений замерил в пасхальные дни корреспондент «Новой», ставший первым российским журналистом, добравшимся до Почаева за последние четыре года.

Святая Русь, но без Путина

«За четыре года видел здесь всего четыре машины с российскими номерами, — рассказывает мне нищий Виталий, собирающий милостыню перед святыми вратами Свято-Успенской Почаевской лавры. — Зато автобусы из Польши приезжают каждый день, много машин из Словакии, Германии…» Украина разворачивается лицом к Западу и спиной к России — это теперь можно прочитать в любом расписании провинциальной автостанции.

Что бы там ни говорила киевская или московская пропаганда, но люди голосуют ногами и кошельками: автобусов в Польшу — десятки каждый день, в Россию — хорошо, если один.

На долгих лаврских богослужениях торжественно возглашается имя «великого господина и отца нашего Кирилла, святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Не то чтобы Кирилла в лавре как-то особенно любят — в ноябре прошлого года братия даже направила Архиерейскому собору в Москву протест против его экуменической активности, сближения с католиками. У самого входа в лавру красуется гигантский плакат, на котором изображено зеленое древо Православия и некрасивые серые, отпавшие от него ветви — «католицизм», «протестантизм», «уния»… Но торжественное поминовение патриарха — своеобразная фронда украинским властям и напоминание об «экстерриториальном» статусе Почаева.

В окрестностях Почаевской лавры. Фото: РИА Новости

Окруженные греко-католической Галичиной, Почаев и его окрестности (в радиусе примерно 20 км) ощущают себя эдаким «островком Святой Руси» и ждут скорого прихода «православного царя-освободителя». Рассказывают, как недавно — с самыми лучшими намерениями — в лавру приехала группа украинских спортсменов-инвалидов, призеров Паралимпиады.

Разумеется, спортивную форму инвалидов украшала национальная символика: желто-голубые флаги и герб-тризуб. Колясочников просто выставили за ворота: представитель монастыря пояснил им, что на территории святой обители запрещена «языческая символика». При этом имперский двуглавый орел языческим тут не считается.

Из разговоров с паломниками и странниками выясняю, что при всем своем «москвофильстве» особых иллюзий относительно Путина и вообще властей РФ они не имеют. Их мысленный взор обращен вглубь истории — в эпоху Ивана Грозного или, по меньшей мере, Николая II.

Странник Александр — очень колоритный, с пышной рыжей бородой, обвешанный котомками и мешками, — делится «почаевским преданием»:

«Есть уже тайный царь, которого миропомазали старцы на Афоне. В этом году он может открыться миру, когда будут отмечать 100-летие убиения царя-мученика и его семьи в Екатеринбурге. Путин царя не примет, и начнется в России война за Русь Святую. Не такая, какая была на Донбассе в 2014-м, а настоящая. Но царь одолеет Путина, и восстановится Святая Русь на малое время. Сядет же царь на всероссийский престол не в Москве, а в Киеве… Ну а потом уже, как в Апокалипсисе написано, придет Антихрист. И будет скорбь, какой не было от сложения мира».

Вкус народного православия и Тайна Януковича

Такой концентрации живого, «народного» православия, какая сохранилась в Почаеве, нет больше нигде — ни в Киево-Печерской лавре, ни — тем более — в Сергиевом Посаде. Со всех концов Украины в обитель свозят инвалидов, бесноватых, умственно отсталых, чая чудесного исцеления от стопы Божией Матери, отпечатавшейся на Почаевской горе, и мощей преподобных Иова и Амфилохия. Последний, кстати, жил не так давно (умер в 1970-е) и прославился исцелением болящих, причем использовал не только молитву, но и лекарства, и медицинские методики. Помимо болящих, в монастырь стекаются странники, блаженные, кликуши, причем стараются пожить в Почаеве как можно дольше. Над входом в храм преподобного Иова даже красуется объявление: «Ночевать в храме дольше 7 дней не благословляется». Говорят, еще несколько лет назад на монастырском дворе выступал хор слепцов.

При такой концентрации народного благочестия интенсивная духовная жизнь не стихает в монастыре целый день. Святые врата открываются в 4.30 утра, после чего выстраивается длиннющая очередь к мощам преподобного Иова. Еще длиннее (поскольку движется медленнее) очередь в расположенную рядом пещеру преподобного. Ее посещение — настоящий православный «экстрим»: в пещеру ведет тонкий лаз, который скрывает два крутых поворота, причем в разных плоскостях. Если попасть в пещеру (а одновременно там может уместиться до 7 человек) сравнительно легко: надо ползти, изворачиваясь по узкому лазу, вниз, то подняться значительно сложнее: надо подтягиваться по веревке одной рукой. Многие паломники воспринимают это как «тест на благочестие»: человек высокой духовной жизни вылезает из пещеры легко, а грешник — застревает в узком проеме между камнями. В конце концов, выбираются из пещеры все — помогает дежурный послушник.

Почаев славится своим «апокалиптическим духом»: полулегально в храмах монастыря раздаются «Почаевские листки», обличающие главные «отступления» нашего времени. Больше всего внимания уделяется ИНН, штрих-кодам и электронным чипам в паспортах или на банковских карточках.

Популярно объясняется, что штрих-код содержит три шестерки — апокалиптическое число зверя, а чип — это прообраз печати антихриста, который, в обмен на видимые удобства, приучает человека быть частью мирового «электронного концлагеря», приобщает его к «цифровому рабству», что позволит грядущему антихристу манипулировать волей людей, уводить их от Бога в вечную погибель. События на востоке Украины интерпретируются как война антихристовых сил Запада против Святой Руси, бичуются «антихристовы секты» католиков, протестантов и православных «раскольников».

Прихожане в Почаевской лавре. Фото: РИА Новости

В Почаеве и вокруг него создана особая субкультура, которая возможна, наверное, только в таком анклаве, в окружении чуждой, «еретической» и «отступнической» среды. Над маленьким местечком, население которого едва ли превышает 10 тысяч человек, сверкают десятки золотых куполов: помимо собственно лавры, это еще и несколько приходских и кладбищенских храмов, а также храмы при гостиницах, которых в Почаеве бесчисленное множество. Даже некоторые магазины построены в характерном храмовом стиле — с куполами и алтарными апсидами

В близлежащих селах — тоже храмы в русском стиле, с восьмиконечными крестами и золотыми луковками, а на улицах нередко встречаются бородатые мужики и женщины в длинных платьях. А это, между прочим, Тернопольская область — оплот «бандеровщины»!

Этническая идентичность тут несколько размыта: хотя говорят по-украински, но украинцами себя как правило не считают, а в самом монастыре и окрестных храмах служит немало молдаван. В УПЦ МП считается, что Почаев попал под контроль «молдавской мафии». Что, кстати, лишь укрепляет его «экстерриториальный» статус.

К чести Почаева надо заметить, что такой безудержной коммерции, как в российских монастырях, на его территории не наблюдается. Если в Троице-Сергиевой лавре разными церковными лавками забито каждое свободное помещение, то в Почаеве лишь один большой магазин и одна маленькая иконная лавка. Есть бесплатная трапезная и возможность бесплатного ночлега в храме. Более качественное питание предоставляет трапезная при «странноприимном доме» (монастырской гостинице на 500 мест), но и тут можно уложиться с обедом в 30–50 гривен (1–2 доллара). Помимо бесплатного размещения в храме, есть варианты на любой кошелек: от 10 гривен за ночь за койко-место в 10-местном номере до 1400 гривен за номер «люкс» в 4-звездочном отеле.

Преображенский собор — новодел. Сайт pochaiv.pp

Несмотря на экономический кризис, в монастыре не прекращается строительство: последние годы постоянно расширяли «странноприимный дом», теперь обустраивают паркинг и отдельные, автомобильные святые врата. Классический архитектурный облик лавры, сложившийся к XIX веку, буквально взорвал новый 33-купольный Преображенский собор, строительство которого завершилось в 2013 году — в последний год правления Януковича. Монастырское начальство утверждает, что он входит в пятерку крупнейших храмов Европы — в общем, сопоставим по размерам с московским храмом Христа Спасителя. Доделать собор так и не успели — до сих пор в нем не застелены полы, всюду цементная пыль. Зато стены украшают аляповатые росписи в розово-голубых тонах с периодическими вставками в других стилях — эклектика! Служат в этом соборе нечасто, предпочитая «намоленный» Успенский собор со стопой Божией Матери и чудотворной Почаевской иконой, которая висит на лентах над царскими вратами.

Свято-Успенский собор Почаевской лавры. Фото: РИА Новости

Впрочем, новый собор таит в себе некоторую тайну. Два его придела — северный и южный — освящены в честь двух святых с одинаковым именем, Марк.

Строительство собора курировал лично Янукович, вкладывая в него немалые суммы своих нажитых нелегким трудом средств. Вот и поговаривают теперь, что Марк — это имя беглого президента в тайном монашеском постриге…

***

В общем, много тайн хранит Почаев. Но главная его тайна — непоколебимая вера в «матушку-Россию», гарантированная европейской демократией и «безудержной» свободой слова, вера, уже невозможная в таких тонах в самой России.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera