Комментарии

Пристегните ремни. Или затяните?

Чем обернутся для пассажиров новые инициативы государства на авиационном рынке

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 118 от 24 октября 2018
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Татьяна Васильчуккорреспондент

7
 

Тема будущего российских авиакомпаний в последние дни активно обсуждается в контексте двух новых поручений правительства. Сначала стало известно, что Белый дом поручил Сбербанку и ВТБ создать нового перевозчика для региональных линий. Это благое начинание может закончиться постепенным уходом частных компаний с рынка из-за монополии государства в отрасли, констатируют эксперты.

Затем Министерство транспорта объявило о планах по переносу в Россию сервисов для бронирования и продажи билетов. Такую необходимость в ведомстве объясняют возможной утечкой данных пассажиров за рубеж.

Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines заявила, что «национализация данных» приведет к полной остановке деятельности авиаперевозчиков в России из-за огромных затрат.

«Новая» узнала у экспертов, как последние инициативы правительства скажутся на отрасли и куда после этого можно будет улететь.

Со ссылкой на источники в госбанках, «Ведомости» сообщили, что правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать авиакомпанию для региональных перевозок. Пассажиропоток компании, как ожидается, составит до 10 млн человек в год — что ставит «банковский» проект в один ряд с крупнейшими российскими авиакомпаниями, «Аэрофлотом» и S7 Airlines. Но две этих компании принимают на себя большое количество международных рейсов, следовательно, детище Сбербанка и ВТБ станет главным игроком на рынке региональных перевозок. Для сравнения, ближайшими по численности пассажиропотока авиакомпаниями, которые также специализируются на региональных перевозках, — являются «Ямал» и Utair — их пассажиропоток составляет всего до двух и одного миллиона в год соответственно.

— Если компания будет создаваться как рыночный проект, на равных условиях со всеми, то это надо только приветствовать, потому что все предыдущие годы конкуренция только сокращалась, — считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. — Если же как проект, который будет иметь явные или скрытые преференции, — это может привести к уходу независимых компаний с рынка.

Еще одна госкомпания, которая вытеснит частные, — это достаточно рискованная история с точки зрения перспективы сохранения конкуренции на рынке.

Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев в разговоре с корреспондентом «Новой» отмечает, что не может найти объяснения, зачем госбанкам понадобился этот проект и какую выгоду они сами будут с него иметь: «Насколько мы знаем, поручения правительства не обсуждают, а выполняют».

Пантелеев также добавляет, что это странно и потому, что практически во всех странах мира региональные перевозки убыточны, особенно если авиасообщение производится не между городами-миллионниками: «Осуществление таких перевозок потребует выделения субсидий, как от федерального правительства, так и со стороны регионов. И можно предположить, что реальная ценовая доступность и привлекательность полетов с точки зрения частоты выполнения рейсов — все это будет зависеть далеко не в последнюю очередь от объема субсидий».

Вопрос о том, зачем этот проект нужен банкам, пока висит в воздухе. Но зачем это нужно правительству, очевидно. В майском суперуказе президент поручил увеличить долю прямых внутренних рейсов до 50% к 2024 году (сейчас их около 20%). Федор Борисов отмечает, что указ звучит так, будто надо просто увеличить количество рейсов, однако такая история будет убыточной, если параллельно не поставить задачу — развивать хабовые аэропорты (пересадочные узлы):

— Рейсов в обход Москвы очень много. Но надо понимать, что рейс где-нибудь в Якутии — это полет десяти человек, а рейсом из Москвы летят 300 человек. Основная задача: чтобы в принципе развивались альтернативные Москве аэропорты. Основной задачей здесь должно стать развитие региональных хабов, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара. Многие более или менее крупные аэропорты могут пополнить список. А сейчас хаб у нас, пожалуй, только один — Новосибирск. Мне кажется, основная задача указа — помощь в развитии хабовых моделей. Задача по количеству рейсов и маршрутов выполнима, но если брать саму идею — больше полетов в обход Москвы, важно думать и про число пассажиров.

После непродолжительного обсуждения того, зачем правительству понадобилось поручать банкам создать новую авиакомпанию, в начале этой недели появилось объяснение:

гендиректор сибирской авиакомпании S7 Владимир Объедков объявил, что все крупнейшие российские авиаперевозчики вскоре могут прекратить свою работу.

Причиной такого заявления стали планы Министерства транспорта перенести в Россию серверы для бронирования и продажи билетов. Проект Минтранса предусматривает, что с 1 января 2020 года серверы и базы данных, которые обеспечивают бронирование и продажу перелетов между российскими городами, должны быть размещены в России.

Сейчас все крупнейшие российские авиаперевозчики используют иностранные системы онлайн-бронирования, переход в другие системы приведет к затратам в несколько миллиардов и займет около 2–4 лет, заявил Владимир Объедков. Он также уточнил, что российские провайдеры не соответствуют международным стандартам и не устроят авиакомпании. Например, S7 входит в глобальный авиационный альянс Oneworld, и при переносе серверов в Россию взаимодействовать с партнерами будет невозможно. Значит, иностранные компании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7, и компания будет терять до нескольких миллиардов рублей в год.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Если все-таки принудительный перевод серверов в Россию состоится, пассажиры ощутят эти изменения в подорожании билетов, говорит ведущий эксперт института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко:

«Авиакомпаниям придется повысить свои расходы, а как следствие — подорожают билеты, не катастрофа, конечно, но неприятно».

Аргумент Минтранса о том, что таким образом данные российских пассажиров не будут утекать за рубеж, является несостоятельным, поскольку в таком случае придется распространять ограничения и на международные рейсы, так как поставщики хранят данные пассажиров по всему миру, говорит Крамаренко: «В законопроекте сказано, что провайдеры этих услуг должны изменить свое место регистрации — это уже немного сложнее. Зачем это делать? Это несет дополнительные издержки для поставщиков услуг и, соответственно, для авиакомпаний и создает дополнительные технические сложности».

Минтранс уже отреагировал на заявление гендиректора S7: в ведомстве категорически отвергли вариант с прекращением работы российских авиакомпаний. При этом Минтранс отмечает, что эта процедура «безусловно, потребует определенных усилий при адаптации к новым условиям деятельности», а затраты по переносу оборудования на территорию РФ для провайдеров не будут «чрезмерными». Гендиректор S7 Владимир Объедков оценил возможные годовые потери компании в 5 миллиардов рублей.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera