×
Комментарии

Элтон, прости, мы скучали

Миф, политика и глэм-рок на 72-ом Каннском фестивале: новые рецензии

Элтон Джон в Каннах! Фото: EPA

Этот материал вышел в № 53 от 20 мая 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

1
 

В первой половине фестиваля экран окутала мистика. Бразильский психоделический триллер «Бакурау» Клебера Мендонса Фильо и Хулиано Дорнеллес — о городке, который начал исчезать с карт, и «Атлантик» — сенегальский дебют Мати Диоп, буквально напитаны мифологией.

«Бакурау»
 

Актеры фильма «Бакурау». Фото: EPA

В «Бакурау» с первых кадров носятся сквозняки фантастического реализма. В прологе торжественные, красочные похороны матроны, главы бесконечного семейства с маркесовскими персонажами. Но очень скоро на место мистики является вестерн. В обличье сокрушительного призрака современности — американские глобалисты с автоматами наперевес, бессердечно и глупо убивающие все живое: от мала до стара. Волшебство вмиг превращается в компьютерную игру.

«Атлантик
 

Режиссер «Атлантик» Мати Диоп. Фото: EPA

«Атлантик»  — сомнамбулический трип с духами… по следам главного киноволшебника Апичатпонга Вирасетакула, помнящего свои прошлые жизни. Фильм Диоп —  микст блуждающего сюжета о мертвом женихе, вселяющимся в тела других, дабы проститься с невестой, и истории  женской солидарности (отдаленные мотивы «Лисистраты»). Жаль, автор так и не решила по какому пути идти, сюжет завис между социальностью, мелодрамой  и мифом. Лучшее здесь — океан — прекрасное чудовище, пожирающее рыбаков. Странно было бы, если бы Диоп не взяли в конкурс. Все же первая темнокожая женщина-режиссер, номинированная на «Золотую Пальмовую ветвь».

Читайте также

«Не все раны лечатся». Интервью с режиссером фильма «Дылда» о Ленинграде после блокады, показанного вчера в Каннах

 

«Отверженные»
 

«Отверженные». Кадр из фильма

В «Отверженных» Ладжа Ли, которого именуют «французским Спайком Ли», оказываемся в панельных трущобах небольшого городка. Здесь правят и враждуют друг с другом группировки: исламские братья, чернокожие авторитеты. Местная полиция действует по тем же законам — право сильного. Жертвами замкнутого круга насилия оказываются дети. В начале сверхэкспрессивного фильма-натиска темнокожие мальчишки орут, поддерживая национальную команду в футбольном чемпионате, завернутые во флаг Франции, поют гимн.

В финале армия подростков начинает войну против полиции, против страны, которая их не защитила.

Параллели с романом Гюго весьма относительны.

Вот говорят, что слишком много ветеранов в конкурсе. Но после череды необязательных или амбициозных, но не реализованных работ показали фильм 82-х летнего Кена Лоуча, британского соцреалиста, классика мирового кино, выходца из школы «кухонных раковин». Его картина «Прости, мы скучали» — внешне очень простая. Но это зрелое, чувственное, осмысленное и горькое высказывание через призму семьи о современном мире.

«Прости, мы скучали»
 

«Прости, мы скучали». Кадр из фильма

Потерявший свой дом и работу во время кризиса 2008-го Рики (Крис Хитчен), устраивается в фирму развозить посылки. Его жена, соцработник Эбби, вынуждена продать маленькую машину и на автобусе объезжать своих «старичков»: она меняет памперсы, оттирает дерьмо со стен, кормит, ублажает своим нежнейшим тихим голосом (Дебби Ханивуд). Детей — трудного подростка Себа и его младшую сестричку Лизу — родители наставляют в основном по телефону. Постепенно клубок проблем растет, словно снежный ком. И токсичность этих адовых проблем пробирается внутрь семьи. Однажды даже самая сдержанная на свете женщина Эбби сорвется и выскажет по телефону начальнику Рики, все, что она думает. О нечеловеческом отношении к людям, работающим по 12 часов в неделю, шесть дней подряд. И ее хрустальный голос будет звенеть, распугивая всех вокруг.

Вроде бы перед нами будни обычной семьи, как говорил классик, «несчастной по-своему». При этом от экрана не оторваться. Лоуч средствами кино, движением камеры, в своей фирменной документальной манере говорит о социуме через интимное.

Он воспроизводит на экране непередаваемое: что такое кровная связь. И что такое надежда… когда надежды нет.

Развивая традиции неореализма, режиссер всей силой страстности (местами даже мелодраматичности) пытается пробиться к усталым современникам. Предыдущая картина «Я, Дэниел Блейк» была на близкую тему. Как же устроен нынешний мир, — спрашивает автор, — если работягам сколь не трудись, не выплыть на поверхность жизни. 82-летний мэтр вновь подвергает критике и гиг-экономику, и государственную политику, направленную против человека. При всей актуальности темы, это вновь вечная история о достоинстве маленького человека в мире. И такие большие мастера, как Лоуч, Бризе, Дарджены, Звягинцев не хотят гасить свой социальный темперамент, погружаясь с головой в «чистое искусство». «Прости, мы скучали» — реальный претендент на «Золотую Пальмовую ветвь». Это было бы уже третье каннское золото для скромного британского социалиста.

Читайте также

Канны: выживут только мертвые. Киносмотр на Лазурном берегу открылся зомби-комедией Джима Джармуша и традиционной порцией скандалов

 

«Рокетмен»
 

«Рокетмен». Трейлер

Вне конкурса показали «Рокетмена» Декстера Флетчера — музыкальный рассказ об Элтоне Джоне. Про то, как стеснительный очкарик, пианист-вундеркинд Реджинальд Кеннет Дуайт из провинциального городка превратился в икону мировой поп-культуры.

В роли музыканта талантливый актер Тарон Эджертон, который сам поет. Но главное излучает бешеную энергию (которой, кстати, не хватало Рами Малеку в роли Меркьюри в «Богемской рапсодии»). Флетчер самим стилем фильма — гламурностью, блескучестью, эпатажем пытается писать портрет молодого Элтона Джона. Он создает на экране не столько историю, сколько музыкальное зрелище, поп-фантазию.

Если сравнивать «Рокетмена» с недавней «Богемской рапсодией», то авторы решили не слишком ретушировать портрет своего героя. И выиграли.

Возможно, сюжету не хватает глубины. Но авторы сочинили свой самобытный  драматический мюзикл с необычайным человеком-ракетой. Здесь и личные травмы Элтона, и проблемы с алкоголем и наркотиками, и глубокая депрессия, и попытка самоубийства, и… отрыв от сцены на своих гигантских цветных платформах  —  прямо в небо. Фильм напичкан роскошными клипами — камера летает вокруг рояля или рояль летает вокруг камеры — не важно. Голова у вас все равно закружится. И когда прямо на вас будет нестись это чудо с крыльями и в рогатом шлеме и очках-сердечках, роняя перья и стразы, вам станет его нестерпимо жалко. Потому что под сверкающим скафандром из блесток славы, денег и пороков, прячется тот самый маленький мальчик, который со слуха может повторить любую мелодию на рояле или «думая пальцами», сочинить свою мелодию. Маленький мальчик, остро нуждающийся в любви и прощении.

Элтон Джон приехал поддержать картину. В голубом костюме и фирменных очках-сердечках позировал фотографом. А перед премьерой, уже в строгом черном, вместе с Эджертоном они пели «Рокетмена». Песню космонавта, страдающего от одиночества.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera