×
Колумнисты

Аплодисменты на уровне грудной клетки

Оливер Стоун и Ольга Скабеева в борьбе за Украину

Петр Саруханов / «Новая газета»

Этот материал вышел в № 80 от 24 июля 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

Слава ТарощинаОбозреватель «Новой»

26
 

Скабеева неуклонно шла к своему окончательному триумфу и, наконец, дошла. Ей доверили вести итоговые «Вести» вместо Киселева. Она с лихвой оправдала доверие. Голос штатной валькирии отдавал лязгом наручников. Ее пространное эссе о Верховной раде последнего созыва звучало как приговор. Сочинение называлось «Корабль дураков» и посвящалось «умственной недостаточности» украинского парламента. Буйство художественных ассоциаций типа «Парубий — Люцифер парламентского русофобского ада» выводило «Золотое перо России» (одна из ее многочисленных наград) в первый ряд отечественных телемыслителей. Правда, Ольга пока еще не вполне освоила формат. На фоне столь ослепительной индивидуальности особенно заметны следы методичек. О Зеленском на государственном канале говорят почти под копирку. Фразу о том, что на новом президенте уже появилась первая кровь убитых на Донбассе, и Скабеева, и Соловьев будто считывали с одного монитора. Кстати, о Соловьеве. Стало понятней его вечное стояние в студии. Только уйдешь в отпуск, а в твоих владениях сразу заведется Скабеева.

Но даже она меркнет на фоне главной сенсации российского эфира по фамилии Медведчук. Наконец-то появился человек, сопоставимый по частоте мелькания на экране с самим Путиным. И вот апофеоз: в фильме Оливера Стоуна «В борьбе за Украину» главный герой не Владимир Владимирович, а Виктор Владимирович. Стоун почти подобострастен в стремлении приподнять собеседника на недосягаемую высоту. Он называет Медведчука близким другом Путина. Впрочем, сам президент не в восторге от этой сомнительной чести:

«Ну я бы не сказал, что он такой уж мой близкий друг. Он попросил меня быть крестным отцом его дочери, а в православной традиции нельзя отказываться».

В этом сочинении, чья магистральная мысль — ненависть украинцев к русским, меня поразило многое.

  • Текст, будто составленный из блоков коллективного Шейнина.
  • Беспомощная композиция: в середине сочинения сюжет увяз в Америке, откуда едва выбрался.
  • Подмена анализа версиями.
  • Подбор экспертов, чья достоверность приближается к Галине Пышняк с ее сагой о распятом мальчике из Славянска.
  • Вечный Сорос — всегда и везде как причина и следствие распада, хоть в России¸ хоть на Украине. В тени его могущества уже давно отдыхает Воланд.
  • Торжество пропагандистского новояза, на котором аннексия Крыма звучит как утеря региона.
  • Степень информированности о предмете исследования самого Стоуна («Я ничего не знал об Украине, пока не пообщался с Путиным»).

И вот с таким мощным бэкграундом трижды оскароносный режиссер берется за материал, который ему абсолютно неинтересен. Глаза пустые, вопросы — такие же. Зачем ему этот Медведчук с его говорливой напористой женой, повествующей о тяжкой роли супруги гонимого политика? Все рассказала. Забыла только, что у этого гонимого имеются в загашнике телеканалы и много еще чего.

Известна приверженность Стоуна к экзотическим режимам. При всей творческой сомнительности его блокбастера о Путине, там действительно сквозило желание понять персонаж, идеологически близкий автору. И там была как минимум одна запоминающаяся сцена. В кабинете президента проходит телемост с представителями Минобороны и МЧС. Стоя на фоне грозной военной техники, представители докладывают верховному главнокомандующему: «Будут продолжены мероприятия по развитию успеха». Стоун в ужасе, переводчик в ступоре — ищет и не находит английский эквивалент.

Очевидно, что Медведчук тоже трактуется демиургами пропаганды как «мероприятие по развитию успеха». Фильм о нем крутят несколько дней, последний раз — в день выборов в Раду. И вот он, успех.

Его оппозиционная платформа с многообещающим названием «За жизнь» — на второй позиции. Какой канал не включишь, вступишь в неутомимого Медведчука. И так он складно говорит о проблемах Украины, от деиндустриализации до деинтеллектуализации, что становится ясно: народился новый мессия от российской пропаганды.

Вот уже почти тридцать лет страна не в состоянии изжить травму отъединения Украины от империи. Каждое последующее усилие в изживании этой травмы хуже предыдущего. Я плохо понимаю, зачем понадобился Медведчук Стоуну. И совсем не понимаю, зачем он нам. Если все титанические усилия потянули на 12 процентов на выборах, то зачем насаждать господина с острым, как хирургический инструмент, лицом? Лишь один Кургинян осмелился выпасть из хора. Он отказал Медведчуку в харизме, а стало быть, и в способности такого человека объединить русский мир.

Пока кум Путина на российской политической сцене отметился только карикатурным, будто нарисованным Кукрыниксами, телемостом между Москвой и Киевом. На канале «Дождь» можно увидеть очень смешной репортаж Алексея Коростылева, который наблюдал весь этот трэш в составе массовки. Наставница долго инструктировала зрителей: нужны хорошие аплодисменты на уровне грудной клетки. Массовка только еще нащупывала нужный уровень, а на сцену уже выкатилась актриса Чащина с рушниками, варениками и портретом Тараса Шевченко на жестяном подносе. Те, кому удалось обнаружить свою грудную клетку, искупали актрису в горячих аплодисментах. Борьба за Украину продолжается.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera