РасследованияПолитика

Летайте самолетами «Конкорда»

Оказавшийся под санкциями США бизнес-джет Евгения Пригожина возил высокопоставленных военных чиновников Судана и России

Этот материал вышел в номере № 111 от 4 октября 2019
Читать
Летайте самолетами «Конкорда»
Максим Кардопольцев, специально для «Новой»
Под санкции минфина США, которые ввели в отношении сотрудников «фабрики троллей» из-за вмешательства в американские выборы, также попали три самолета, яхта и компании, связанные с близким к Кремлю бизнесменом Евгением Пригожиным. Теперь все, кто предоставит самолетам право на посадку, тоже могут попасть под ограничительные меры США. «Новая газета» совместно с Центром по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) выяснила, что на борту одного из бизнес-джетов «кремлевского повара» в Судан сразу же после переворота в этой стране летала российская военная делегация. На нем же возвращались на родину из Москвы после переговоров высокопоставленные чиновники суданского правительства. Другой «санкционный» джет сменил бортовой номер и «спрятался» под российской регистрацией. А третий самолет Пригожина был в ЦАР за 10 дней до убийства российских журналистов, и его компания-владелец ведет к европейскому «Конкорду».
Максим Кардопольцев, специально для «Новой»
Максим Кардопольцев, специально для «Новой»

Судан для суданцев

11 апреля 2019 года в Судане произошел государственный переворот. Бывший президент Омар аль-Башир, правящий страной 26 лет, был отстранен от власти и помещен под домашний арест. До апрельских событий аль-Башир несколько раз приезжал в Россию, благодарил Владимира Путина за участие в подготовке суданских военных и просил помощи «в защите от агрессивных действий США».

После переворота пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил: то, что происходит в Судане, «является внутренним делом Судана и должно решаться самими суданцами».

Но уже через неделю российская делегация вылетела в Хартум, столицу Судана, судя по всему, помогать суданцам решать их внутренние дела.

Среди членов делегации были командующий Черноморским флотом Игорь Осипов, военный атташе в Египте Андрей Глущенко и сотрудник Министерства обороны Максим Зельник. По данным источника, имеющего доступ к информации об авиаперелетах, российские военные отправились в Судан на Embraer ERJ‑135 с регистрационным номером M-SAAN, который, так же как и компания Autolex Transport, владеющая этим джетом, оказались под санкциями США из-за аффилированности с Евгением Пригожиным.

Еще спустя неделю борт M-SAAN снова полетел из Москвы в Хартум, на воздушном судне были заместитель министра обороны Судана Гамаль Эль-Дин Омар и заместитель командующего военизированными объединениями Сил быстрого реагирования (Rapid Support Forces) Абдельрахим Хамдан Дагало. Они посещали Россию для встречи с заместителем министра обороны РФ Александром Фоминым. Глава суданской военной делегации заверил российскую сторону, что они, несмотря на переворот, по-прежнему готовы придерживаться всех ранее достигнутых договоренностей в области военного и военно-технического сотрудничества.

Встреча с замминистра обороны РФ Александром Фоминым
Встреча с замминистра обороны РФ Александром Фоминым

Сам Пригожин тоже неоднократно пользовался самолетом M-SAAN для перелетов. Например, в январе 2019 года он отправился в Хартум вместе с послом Судана в ООН Даффа-Алла Эльхаг Али Османом, со своим сыном Павлом и бойцами ЧВК Вагнера.

Спецы и специи

Зачем самолет Евгения Пригожина почти каждый месяц летает на Ближний Восток и в Африку. И что «кремлевский повар» готовит в зонах вооруженных конфликтов?

Возвращение на родину

Cейшельская компания Beratex Group Ltd из санкционного списка известна тем, что на нее зарегистрированы яхта St. Vitamin и самолет HAWKER 800XP с бортовым номером M–VITO, о перелетах которого в Сирию, Ливан и африканские страны ранее писала «Новая газета». То, что этим бизнес-джетом пользовалась семья Пригожина, подтверждают снимок супруги и детей бизнесмена на борту самолета, оказавшийся в распоряжении редакции, а также фотографии из инстаграма дочери Пригожина.

Изображение
Фотографию самолета M-VITO опубликовала семья Евгения Пригожина. Источник: архив ФБК
Фотографию самолета M-VITO опубликовала семья Евгения Пригожина. Источник: архив ФБК

8 февраля 2019 года, спустя четыре дня после публикации расследования о перелетах M–VITO, самолет приземлился в Берлине и больше никаких данных о его перемещениях в открытом доступе не появлялось.

Выписка из реестра воздушного транспорта острова Мэн с данными на самолет HAWKER 800XP с бортовым номером M-VITO
Выписка из реестра воздушного транспорта острова Мэн с данными на самолет HAWKER 800XP с бортовым номером M-VITO

Казалось, что либо бизнес-джетом никто больше не пользуется, либо данные о его перелетах по каким-то причинам не публикуются. Однако самолету просто решили сменить бортовой номер и перерегистрировать.

По данным реестра воздушного транспорта острова Мэн, с 4 апреля 2019 года самолет больше не был закреплен за юрисдикцией острова, а новым местом регистрации стала Россия. Согласно выписке из Росавиации, бизнес-джет получил номер RA‑02791, а его новым обладателем стала питерская компания «Транс Логистик».

Управляет и владеет «Транс Логисти­кой» Светлана Яровая, которая никакого другого бизнеса никогда не имела.

«Транс Логистик» стала новым владельцем самолета HAWKER 800XP
«Транс Логистик» стала новым владельцем самолета HAWKER 800XP

Однако, согласно данным, представленным центром «Досье», и сама компания, и ее управляющая — ​всего лишь условные фигуры, которые числятся в списке номинальных структур, аффилированных с Евгением Пригожиным. Люди и компании из этого документа объединены по определенным направлениям (например, вместе оказались фирмы, имеющие отношения к сирийским проектам). А «Транс Логистик» и Светлана Яровая попали в раздел «Личное».

Из документа, оказавшегося в распоряжении центра «Досье», следует, что Светлана Яровая и ее компания — условные фигуры. На скриншоте видно, что они оказались в разделе «Личное»
Из документа, оказавшегося в распоряжении центра «Досье», следует, что Светлана Яровая и ее компания — условные фигуры. На скриншоте видно, что они оказались в разделе «Личное»

«С Америкой и Европой меня ничего не связывает»

Третий «санкционный» самолет, связанный с Евгением Пригожиным, Hawker 125–800B с бортовым номером VP-CSP, чьи маршруты повторяют перелеты двух других бизнес-джетов, до того как попасть в санкционный список США, был найден российскими журналистами.

«Новая газета» смогла получить данные о самолетах, связанных с Пригожиным, которые приземлялись в Центральноафриканской Республике.

Выяснилось, что бизнес-джет VP-CSP прилетел в столицу ЦАР Банги за 10 дней до гибели Орхана Джемаля, Алек­сандра Расторгуева и Кирилла Радченко.

Журналисты были убиты 30 июля 2018 года по дороге из Банги в Сибю. Они прилетели в ЦАР тремя днями ранее, чтобы снимать документальный фильм предположительно о деятельности в стране ЧВК и других компаний, связанных с Пригожиным.

Хроника хорошо подготовленной смерти

Так кто все-таки убил российских журналистов в ЦАР? Результаты расследования проекта «Досье». Материал 2019 года

Помимо VP-CSP мы обнаружили еще два воздушных судна, связанных с Пригожиным, о которых ранее писали СМИ. Два самолета — ​Cessna 182 с бортовым номером RA‑67717 (зарегистрирован на компанию «М-Финанс» — см. выписку) и Cessna 182T с номером RA‑67581 (зарегистрирован на компанию «М-Инвест» — см. выписку) — ​также прилетали в ЦАР в июле 2018 года.

Самолетом VP-CSP владеет сейшельская LinBurg Industries Ltd.

Ее связь с Пригожиным была бы незаметна, если бы эта фирма не открыла филиал в Чехии.

Сейчас им управляет петербуржец Виталий Муренцов. Через цепочку компаний он связан с людьми, которые числились директорами в фирмах самого Пригожина или аффилированных с ним организациях. Документ о назначении Муренцова директором чешского филиала подписал руководитель сейшельской LinBurg Industries Андрей Юшин. Если верить его резюме, Юшин уже 6 лет работает начальником службы безопасности «Комбината питания Конкорд» Пригожина.

В учредительных документах чешского филиала LinBurg говорилось, что продвижение в Европу связано с тем, что компания решила распространить свою предпринимательскую деятельность на рынки Евросоюза, прежде всего в его центральной части. В чем именно заключается предпринимательская деятельность компании, не было указано. После введения санкций против Пригожина в 2016 году он заявил, что «активов за рубежом у меня нет, отдыхаю я на территории России, с Америкой и Европой меня ничего не связывает».

Первоначально директором LinBurg в Чехии был гражданин Латвии Иво Зутис. В тот же месяц, в апреле 2017 года, когда у компании был открыт филиал, Зутис учредил еще две чешские компании. Вместе с LinBurg они расположились по одному адресу в центре Праги.

Одна из них — ​Concorde Ventures примечательна тем, что ее название содержит прямую отсылку к российскому бизнесу Пригожина. «Конкорд» в России давно ассоциируется с ресторанным холдингом «кремлевского повара»: первую компанию под этим брендом Пригожин открыл в 1996 году. Сейчас у него четыре компании, содержащих слово «Конкорд» в названии. Против двух из них, «Конкорд кейтеринг» и «Конкорд менеджмент и консалтинг», минфин США ввел санкции еще в 2017 году.

Через два месяца после основания Concorde Ventures Иво Зутис продал 99% компании кипрской Renitavo Investment LTD, в свою очередь принадлежащей двум офшорам с острова Невис в Карибском море, которые не раскрывают собственников.

О Renitavo Investment известно лишь то, что компания судится с Южным горно-обогатительным комбинатом (ЮГОК) украинского бизнесмена Рината Ахметова о выплате ей задолженностей по дивидендам. В свою очередь, ЮГОК, один из основных производителей железо­рудного сырья в Украине, добивается признания недействительными договоров, на основании которых Renitavo приобрела акции комбината.

Еще одна чешская компания, Wings Trade & Consulting, с которой связан рижанин Иво Зутис, согласно ее сайту, занимается оптовой продажей электронной и строительной техники. Партнеры компании расположены почти по всему миру, за исключением России. Но при этом на сайте есть новость о конкурсе российского судостроительного комплекса «Звезда» на закупку сварочного оборудования. Сам же сайт написан на совершенно безграмотном чешском.

Скриншот с сайта чешской компании Wings Trade & Consulting, на котором видно, что описание производимой техники не дописано и напоминает выдержку из «Википедии»
Скриншот с сайта чешской компании Wings Trade & Consulting, на котором видно, что описание производимой техники не дописано и напоминает выдержку из «Википедии»

Несмотря на то что компания якобы производит и микропроцессоры, и бетономешалки, и всевозможные виды крановой техники, единственное, что она действительно продала за границу, согласно торговой базе данных, — ​это различную мебель и зеркала питерской «Компании Лидер». Сейчас «Компания Лидер» ликвидирована, ее единственным владельцем и директором был Григорий Туманов. Он также связан с Евгением Пригожиным через ряд компаний.

Удивительно, но Туманов, формальный собственник компаний с полумиллиардным оборотом, в свободное время торгует мелкой электроникой на Avito.

«Новая газета» откликнулась на объявление о продаже WEB-камеры (б/y), и Туманов согласился встретиться для бизнеса на 100 (сто) руб­лей. Сделка произошла у подъезда панельной девятиэтажки, в которой проживает успешный коммерсант. Туманов подтвердил, что владеет и руководит рядом компаний, но от подробного разговора отказался. Хотя и не возражал, когда его внимание обратили на то, что он по всем признакам является классическим зиц-председателем.

Скриншот страницы продавца Григория Туманова на Авито. Мелкую электронику на сотни рублей действительно продает человек, на которого зарегистрированы фирмы с оборотом на полмиллиарда
Скриншот страницы продавца Григория Туманова на Авито. Мелкую электронику на сотни рублей действительно продает человек, на которого зарегистрированы фирмы с оборотом на полмиллиарда

С рижанином Иво Зутисом «Новой газете» удалось поговорить по телефону. Он подтвердил, что связан со всеми тремя чешскими компаниями. Вопрос о его связях с Пригожиным Зутиса не смутил, но он ответил, что предпочитает поговорить об этом на личной встрече. Назначить встречу корреспондентам так и не удалось: сначала Иво говорил, что находится в отпуске, а потом перестал выходить на связь.

«Новая газета» направила просьбы об оперативном комментарии в Министерство обороны России и самому Евгению Пригожину.

Материал подготовлен совместно с Центром по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP). При участии Джейсона Шей и Влада Лаврова, OCCRP

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow