ИнтервьюПолитика

Чьи крылья несут смерть?

Американские СМИ публикуют фотографии разбомбленной школы в деревне Хаас сирийской провинции Идлиб, а в Москве эти снимки называют «фейком»

Этот материал вышел в номере № 122 от 31 октября 2016
Читать
Чьи крылья несут смерть?
Фото: EPA
«Мы пока не знаем, кто именно — режим Асада или русские — нанес бомбовый удар, но мы знаем: это кто-то из них, — заявил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. — Даже если это сделал режим Асада, он смог проводить подобные авианалеты только благодаря поддержке российских властей».

Был ли мальчик?

По данным детского фонда ООН (UNICEF), 22 ребенка и шесть учителей погибли при авиаударе по школе. На брифинге официальный представитель Госдепа Джон Кирби не стал повторять вслед за постпредом США в ООН Самантой Пауэр, что это было «военные преступления». Кирби отметил, что словосочетание «военные преступления» имеет четкое юридическое определение, а Государственный департамент США не является тем местом, где выдаются подобные характеристики. В переводе с дипломатического, Вашингтон ждет деталей расследования, а термин «военные преступления», которым уже длительное время «метит» Россию Саманта Пауэр (ее в этом поддержали коллеги из Великобритании и Франции), не отражает позицию Госсекретаря Керри.

«Либо Асад, либо Россия»

Французские власти очертили круг подозреваемых в бомбардировке школы в сирийской провинции Идлиб

Посол России в ООН Виталий Чуркин не стал сходу отвергать возможность авиаудара по школе силами ВКС или армии Асада. Он назвал эту новость «ужасной» и предложил дождаться деталей. Чуть позже последовало опровержение МИД РФ, заявившего о непричастности и российской, и сирийской авиации. Минобороны России назвало информацию ЮНИСЕФ не соответствующей действительности, а видеокадры авиаудара, опубликованные в зарубежных СМИ, убеждены российские военные, являются «монтажной склейкой 10 разных отрезков».

По словам официального представителя Минобороны генерал-майора И. Конашенкова, российский дрон-беспилотник пролетел над школой и никаких повреждений крыши и воронок от взрывов в прилегающих районах не заметил.

«Сегодня после экспертного анализа фотографий из сирийской деревни Хаас оказалось, что не было никакого обстрела школы, и жертв тоже не было. Фотографии — компьютерная графика. Убитые школьники — страшная фантазия «активистов» и «Аль-Джазиры» с «Индепендент», — написала в фейсбуке официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Все ведущие американские СМИ опубликовали фото, представленные силами сирийской гражданской обороны. Их называют «белые каски». Волонтеры, учителя, врачи, они вытаскивают людей из-под завалов. Российские федеральные СМИ их невзлюбили, обвиняют в связях с террористами и в фальсификациях кино- и фотоматериалов.

Эта громкая история будет иметь свое продолжение, хотя, скорей всего, в условиях развернувшейся информационной войны стороны останутся «при своих».

Еще одно опровержение

Госдепартамент США приветствовал публикацию очередного по счету (уже четвертого) доклада Совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия по итогам расследования применения химического оружия в Сирии. Из доклада следует, что

в применении химического оружия в Сирии «в основном» виновны власти этой страны. Речь шла ранее о двух случаях, третий обнародован именно в последнем докладе. Еще в одном случае применения обвиняются уже боевики ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка). Правительственные силы, отмечается в докладе, использовали хлор, в том числе, газообразный, а боевики-исламисты распыляли горчичный газ.

Члены комиссии провели сотни интервью, изучили тысячи документов и проанализировали собранные улики, отмечают в Вашингтоне.

Однако на закрытом заседании Совбеза Виталий Чуркин сказал, что выводы «в большинстве своём не подкреплены достаточной доказательной базой, в первую очередь материальной, полны противоречий и потому неубедительны».

Это уже стало недоброй традицией: в ответ на обвинения Москва говорит — нет доказательств. Когда доказательства предоставляются, Москва говорит: они неубедительны и их недостаточно.

Нет диалога, с горечью констатировал, правда, по другому поводу, Владимир Путин, выступая перед членами Валдайского клуба.

«Америка — великое государство, а не банановая республика»

Оставаясь в целом на прежних позициях и дежурно вспомнив про расширение НАТО в Европе, бомбежки Белграда и весь остальной набор претензий к США, российский президент в то же время, по сравнению с выступлениями прошлых лет, обозначил некий «примирительный» вектор. Так, отвечая на вопрос о прозвучавшей в федеральном эфире фразе о возможности превращения Америки в «ядерный пепел», президент назвал это «вредной риторикой».

Путин — «ястребам»

На Валдайском форуме-2016 президент выступил неоднозначным миротворцем

А буквально день спустя Путин отказал военным в просьбе возобновить бомбежки Алеппо — несмотря на сообщения о том, что сирийская оппозиция, воспользовавшись паузой, пытается организовать контрнаступление.

Как отметил на брифинге в Вашингтоне представитель Госдепартамента Марк Тонер, любая пауза в атаках на Алеппо — «хорошая новость для людей, которые там находятся», но США ждут доступа в город гуманитарной помощи. Тонеру пришлось комментировать новое опасное сближение военных самолетов России и США. Оно произошло 17 октября, но Пентагон сообщил об этом только в пятницу, 28-го.

Сирийский цугцванг

Россия и Запад сосредоточились на взаимных обвинениях, давая возможность боевикам развернуть наступление

Дипломат подтвердил, что дистанция между самолетами составила всего 800 метров. В американском военном ведомстве сообщили, что сближение было «незлонамеренным», самолеты установили связь друг с другом, а на следующий день стороны обсудили инцидент по установленным каналам. Несмотря на объявленное прекращение двусторонних контактов военных, программа разведения боевых самолетов (de-confliction) в этот раз сработала, что в Вашингтоне назвали «успехом».

Вместе с тем, комментируя заявление президента Путина о том, что у Москвы нет иного выбора, кроме как уничтожить «гнездо» террористов в Алеппо, спикер внешнеполитического ведомства Кирби заметил, что слова Москвы не расходятся с делами. «Если цель — превратить Алеппо в груды щебня, то это только может вдохновить оппозицию на продолжение борьбы, а прекращение боевых действий станет еще более иллюзорным и даже невозможным. Это только простимлирует рост экстремизма в Алеппо и продолжение войны, которая явно не в интересах России. Я надеюсь, русские это, наконец, увидят».

Парадокс Путина

«Стратегия хаоса», примененная Путиным, выйдет ему боком» — так называется статья в американском издании Foreign Policy британского политолога Марка Галеотти. В марте он побывал в Москве, встречался с инсайдерами — представителями российского политбомонда. Один из анонимных собеседников, «прежде работавший в Кремле», определил «парадокс Путина»: «У президента блестящая интуиция, он умеет извлечь выгоду из момента, но в стратегическом плане результаты почти неизменно катастрофические». Галеотти перечисляет эти «результаты»: аннексия Крыма повлекла за собой санкции и огромные убытки для российской казны; авантюра в Донбассе вылилась в новые санкции и втянула Россию в необъявленную войну; наконец, вмешательство в Сирии, откуда Путин вывел, было, войска, но потом передумал и влип в еще одну войну неопределенной продолжительности.

Теперь — США. После прозвучавших в ходе теледебатов утверждений Клинтон о том, что Россия взломала серверы Демократической партии и играет на стороне Дональда Трампа, американцы действительно опасаются, что всемогущие российские хакеры могут в день выборов взломать электронные системы для голосования. Власти боятся актов гражданского неповиновения — Трамп заранее объявил выборы «фальсифицированными».

С Хиллари — очень практичным политиком, можно было договариваться и о Сирии, и даже об Украине, полагает Галеотти. Но, после утечек информации, публичного очернения и плохо скрываемой поддержки Трампа, Путин, как представляется эксперту, сумел убедить г-жу Клинтон и ее окружение в том, что Кремль — явная прямая угроза американской демократии и западному единству.

«Даже сотрудники (российских) спецслужб сомневаются», — пишет Галеотти. Аналитик, близкий к российскому разведывательному сообществу, признался британскому политологу, что искренне обеспокоен тем, что потенциал кибершпионажа, «который мог быть настоящим сокровищем, попусту растрачен на электронные письма со сплошными сплетнями». И далее: «Путин живет сегодняшним днем. Он сосредоточен на том, чего может добиться завтра, но не всегда задумывается о последствиях, ожидающих его послезавтра… Уверения Путина, что его руки чисты, выглядят все недостовернее, хаос начинает жить собственной жизнью и даже угрожать своему создателю», — пишет Foreign Policy.

Вашингтон

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow