Колумнисты

Д’Артаньян и НКВД несовместимы

Чем кончится крестовый поход Мединского за патриотизмом

Этот материал вышел в № 8 от 26 января 2018
ЧитатьЧитать номер
Политика

Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»

145
 
Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Минкульт РФ от обороны перешел к наступлению. В век DVD, торрентов, Game of Thrones и пиратских сайтов он взвалил на себя непосильную ношу — кормить широкие народные массы исключительно патриотическим кино типа «Движения вверх», о великой, эпохальной, грандиозной, гремящей в веках победе советских баскетболистов над американскими.

На очереди, видимо, героические фильмы о бессмертном рывке байкера Хирурга на Берлин, эпос об изобличении вредителей в колхозах и сериал про бескомпромиссную борьбу опричников Ивана Грозного с иноагентами.

Рискну предположить, что крестовый поход Мединского может закончиться только одним: разорением частных кинотеатров. Народ просто плюнет втихую, и вместо сериала про героических опричников пойдет скачивать с торрентов Game of Thrones.

И дело не только в том, что 100% патриотических фильмов будет снято с той же целью, с какой в России происходит 100% патриотических действий, — с целью распила казенного бабла.

А в более фундаментальной проблеме. Во все века у всех народов, несмотря на все усилия государства, жрецов и казенной пропаганды, истории о государственниках-патриотах систематически уступали в востребованности историям об одиночках-бунтарях.

Возьмем, к примеру, такой текст, как «Д’Артаньян и три мушкетера». Этот текст может считаться по праву одним из самых популярных у молодежи всех времен и народов. Однако характернейшей его чертой является вопиющий, прямо-таки бросается в глаза антипатриотизм и антигосударственнический настрой.

Д’Артаньян изображен в нем врагом государственно мыслящего патриота Ришелье. Кардинал Ришелье борется с врагами Франции, укрепляет духовные скрепы, выявляет иноагентов в самой верхушке власти и проводит спецоперации с целью устранения их зарубежных хозяев. Более того, без шуток, Ришелье изображается Дюма как действительно великий государственный человек. Но д’Артаньян и его друзья борются против него! И не из каких-то возвышенных ценностей, а просто потому, что д’Артаньян волочится за хорошенькой галантерейщицей (на которой он, заметим, никогда и ни при каких основаниях не женится).

Иначе говоря,

из-за того, что его любовница является служанкой королевы-изменницы, д’Артаньян и К. борются против госинтересов Франции, помогают ее врагам, чуть не срывают спецоперацию против Бэкингема и пр.

Книга Дюма — это гимн индивидуальной взбалмошности дворянства. В ней честь, дружба, прихоть дворянина, наконец, куда весомей государственных интересов.

Насколько это главная привлекательная черта книги, можно убедиться от противного. Несколько лет назад известный российский фантаст-государственник Александр Бушков написал роман-ответ «Д’Артаньян — гвардеец кардинала», в котором все происходит наоборот: д’Артаньян, по приезде в Париж, становится гвардейцем кардинала, Рошфор и К. становятся его друзьями, Атос, Портос и Арамис — врагами, и т.д. Книга получилась на редкость плоской — не потому, что автор перегнул палку и стал изображать всех врагов д’Артаньяна извращенцами, шпионками и лесбиянками, а именно потому, что

Д’Артаньян в качестве сотрудника французского НКВД, охотящегося за иноагентами, — не канает.

Возьмем «Илиаду». Все враги ахейцев в ней являются не кровавыми агентами Госдепа, а героями. Если бы они были просто кровавыми врагами, никакого эпоса бы не было. Возьмем романы Фенимора Купера. Они исполнены уважения к индейцам. Возьмем романтическую русскую литературу о Кавказе: она относится к кавказцам, как Купер — к индейцам. Представим себе, что вместо «Мцыри» Лермонтов бы написал что-то вроде опусов Стрелкова-Гиркина, где бравые русские спецназовцы храбро пытают гнусных боевиков. Представили? Стошнило? Ну то-то.

Чтобы не быть голословными, возьмем какой-нибудь классический сюжет, который заслуживает 100 баллов по шкале патриотизма и государственности, и оценим его художественный потенциал.

Я предлагаю в качестве такого сюжета историю героя по имени Кеназ, изложенную в «Библейских древностях» Псевдо-Филона. Библии Кеназ почти неизвестен, но у Псевдо-Филона он называется преемником Иисуса Навина и первым судьей Израиля, непрерывно боровшимся с внешними и внутренними врагами.

Этот Кеназ был избран вождем нации, согласно Псевдо-Филону, по указанию Господа. Первым делом, став вождем нации, он арестовал 6110 человек, которые были изобличены в поклонении чужеземным богам и вообще всяческом отклонении от духовных скреп. Всех этих людей он сжег. После этого у него снова нашлись злопыхатели: эти негодяи говорили, что Кеназ сосет вино вместе с наложницами, вместо того чтобы сражаться против амореев. Кеназ обиделся, попросил у Господа помощи, превратился в ангела, стал неуязвим и в таком состоянии в одиночку, как берсерк, перебил 45 тысяч амореев. Вернувшись после этого патриотического акта на родину, он вызвал к себе арестованных клеветников и спросил: «Ну, что скажете?» Те, разумеется, раскаялись и заявили, что любое наказание против них будет заслуженно. «Ну, — сказал Кеназ, — если вы сами свидетельствуете против себя, то как я смилостивлюсь над вами?» И сжег их тоже.

Перед нами — образцовая государственно-патриотическая сага о героической борьбе вождя народа с внутренними и внешними врагами, которую, за исправлением парочки имен, легко могло бы снять Мединский-ТВ. Однако трудно представить, чтобы такой сюжет вызвал большой прилив зрителей. Мы даже легко можем понять, почему он, ввиду его крайней отвратительности, даже не вошел в Тору, несмотря на то что это не самая либеральная книга на свете.

Я могу с уверенностью предсказать, почему российские государственно-патриотические экзерсисы будут заведомо уступать в зрелищности западным блокбастерам. Дело будет не просто в попиленных бабках и в качестве режиссеров.

Дело в том, что

идея государственно-патриотического фильма предполагает, что Герой старается заодно с Системой. Она предлагает нам д’Артаньяна, который верно служит в НКВД.

А д’Артаньян и НКВД — вещи несовместимые.

Герой с Тысячью Лиц — он всегда одиночка. Он всегда против, и прежде всего он против Системы. Не случайно в голливудских блокбастерах Герой почти всегда разоблачает какой-то заговор со стороны Государства, Бюрократии, Военных, Транснациональной корпорации и т.д.

Голливуд в 99% своих фильмов рисует этих Военных, Государство, Корпорации и пр. — куда хуже, чем они есть на самом деле. А если без обиняков, то Голливуд просто паразитирует в своих фильмах на антиамериканских антипатриотических теориях заговора. Не потому, что в Голливуде окопались враги США. А просто потому, что Герой против Системы продается лучше, чем герой, который старается заодно с Системой.

У героя Тысяча Лиц. Но ни одно из этих лиц не является лицом Мединского.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera