Репортажи

Первый день без крыльев

Что происходит в саратовском аэропорту после запрещения полетов местной авиакомпании

Фото: Денис Жабкин / ТАСС

Этот материал вышел в № 57 от 1 июня 2018
ЧитатьЧитать номер
Общество

Надежда Андреевасобкор по Саратовской области

4
 

Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Саратовских авиалиний» с 31 мая. Как сказано на сайте перевозчика, «одной авиакомпанией в России стало меньше». По сообщению Министерства транспорта РФ, причиной запрета полетов стали неудовлетворительные результаты проверок, проведенных после февральского крушения Ан-148. На рейсы авиакомпании продано больше 70 тысяч билетов до конца октября. До 13 июня включительно пассажиров «Саравиа» (это примерно 8,7 тысячи человек) будут возить другие авиакомпании. Ведомство ведет переговоры с «Аэрофлотом», «Сибирью», ЮТэйр, «РедВинг», «Нордавиа» и т.д. Пассажирам, имеющим билеты с вылетом после указанной даты, рекомендовано обратиться к саратовскому перевозчику для возврата денег.

Перед аэровокзалом растерянно стоит молодая пара. Дарья и Александр планировали 13 июля улететь отсюда в Симферополь, впервые вывезти детей на море. «Насмотрелись вот на эту рекламу, — Дарья кивает на синий билборд, обещающий прямые рейсы на черноморские курорты. — Мы редко летаем, я боюсь. Думали, не поехать ли на машине, но это пару дней, если с остановками, а дети еще маленькие. На самолете — два часа двадцать минут». За четыре билета супруги отдали в начале мая 35 тысяч рублей.

Через неделю после покупки появились первые тревожные сообщения (как уже рассказывала «Новая», 17 мая руководство «Саратовских авиалиний» объявило об остановке работы в связи с действиями Росавиации, но уже 18 мая перевозчик заверил пассажиров, что «все обязательства будут выполняться в полном объеме»). Молодые люди сразу поехали в аэропорт сдавать билеты, но тогда в кассе их убедили подождать. Сегодня выяснилось, что ждать больше нечего.

Фото: Матвей Фляжников, для «Новой»

В здании работают четыре кассы. Очереди большие, но движутся быстро. «Мы с удовольствием отдали бы вам деньги, но официального распоряжения нет. Оставьте письменное заявление на возврат средств», — кудрявая блондинка из окошечка протягивает бланк.

«Понимаете, я в Москве живу и работаю, я сюда к маме приезжал!» — несостоявшийся пассажир Вячеслав почти кричит. Вчера он в этой кассе купил билет до столицы за 7900 рублей.

«Если бы я сегодня утром телевизор не включил, к 20.00 пришел бы сюда на рейс, которого нет!»

Кассир, пытаясь говорить спокойным голосом, объясняет, что билеты продавались до последнего, так как о создавшейся ситуации «нам стало известно вчера в 17.00». «Как мне уезжать из Саратова? У меня нет денег!» — негодует Вячеслав. «Тут у всех нет денег», — кассир обводит рукой толпу. «Кто мне обеспечит гостиницу и питание?!» «Кто вам может это обеспечить? Компания, которая уже не существует?!» — наконец выходит из себя собеседница. Достает мобильник, закрыв глаза, говорит трубке: «Еще чуть-чуть, и я здесь умру».

К окошку проталкивается загорелый брюнет в лимонной рубашке. Представляется Альбертом. У него два билета в Сочи туда и обратно за 27 тысяч рублей на июль. Заполнять заявление на возврат средств он не хочет. «Мне не нужны деньги. Я хочу улететь. У меня уже гостиница оплачена, бронь не возвращают. Я смотрел соседние аэропорты. Из Волгограда уже нет билетов. Из Самары остались последние два».

«Ощущение, что Саратов посадили в тюрьму, отрезали от всего мира!»

Подходит Светлана — ухоженная женщина в синем платье с изящной сумочкой. Ее муж 22 мая улетел в Южно-Сахалинск, 1 июня должен был вернуться через Москву в Саратов. «Билеты были куплены в марте. Сегодня я открыла новости и узнала, что обратно он не полетит. С утра я пыталась дозвониться на горячую линию «Саратовских авиалиний», но с нами никто не хочет разговаривать: я 40 минут слушала автоответчик». По словам Светланы, авиабилет Москва — Саратов обошелся в 5800 рублей. Сегодня ей нужно успеть купить для мужа билет на поезд за 6 тысяч, причем неизвестно, остались ли свободные места. «Перелет из Южно-Сахалинска в Москву длится 8,5 часа. Если бы он сел на самолет до Саратова, то через час был бы дома».

«А кто-нибудь знает, как возвращать электронные билеты?» — обращается к очереди парень в белой майке. На стенах зала никаких письменных инструкций для клиентов не вывешено. О запрете полетов сообщает крошечное, в четверть листа А4, объявление со ссылкой на приказ Росавиации, в котором взволнованные люди ничего не могут понять. На сайте «Саравиа» указано, что «возврат авиабилетов будет осуществляться в соответствии со статьей 8.2 «Порядок предъявления претензий Правил перевозчика», с которыми можно ознакомиться во вкладке ПАССАЖИРАМ, правила перевозчика». Найдя нужную вкладку, можно узнать, что «возврат сумм полностью либо частично за неиспользованный участок перевозки производится по месту приобретения билета в течение одного года с даты выдачи».

В дверях аэровокзала появляется телевидение. Навстречу выходит сотрудница в синей униформе, просит прекратить съемку режимного объекта. Увидев наконец кого-то из компании, кроме кассиров, пассажиры бросаются к ней. «Не нужно верить слухам из интернета. Единственным достоверным источником информации является Росавиация. Все разъяснения моментально появляются сайте «Саратовских авиалиний», — устало повторяет сотрудница.

Некоторые люди в очереди ничего не слышали о происходящем с саратовским авиаперевозчиком и пришли сегодня купить билеты.

Фото: Матвей Фляжников, для «Новой»

На табло аэропорта светятся две строки — «Аэрофлот» летает из Саратова в Москву дважды в день в 12.30 и 19.30. Других перевозчиков здесь не осталось.

До запрета «Саравиа» ежедневно выполняла четыре рейса в Москву, три раза в неделю летала в Петербург, с 1 июня должны были открыться рейсы в Сочи, Анапу, Геленджик, Симферополь, Анталью и Салоники. Компания работает и в других городах Поволжья, в Сибири, на Дальнем Востоке. Всего обслуживается более 40 маршрутов. В прошлом году было перевезено 796 тысяч пассажиров.

Саратовский аэропорт. Фото: zavodfoto.livejournal.com / akciirosta

Улетел, не обещав вернуться

Напомним, что в феврале нынешнего года Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший из Москвы в Орск, потерпел крушение в Подмосковье. Погибли все 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета заключили, что причиной катастрофы могло стать обледенение датчиков скорости.

В марте Росавиация обязала саратовских перевозчиков приостановить полеты Ан-148. В начале апреля руководитель агентства Александр Нерадько предложил компании добровольно отказаться от сертификата эксплуатанта и «сосредоточиться на аэропортовой деятельности». 25 апреля ведомство ввело ограничение срока действия сертификата эксплуатанта «Саратовских авиалиний» до 30 мая.

17 мая, не дожидаясь официального снятия ограничений, «Саравиа» распространила торжественную новость о ребрендинге (полеты предполагалось продолжать под торговой маркой Ivolga Airlines) и пополнении флота: в Саратове с приглашением журналистов и блогеров встретили новый Embraer. В тот же день перевозчику пришло письмо Росавиации о приостановке продажи билетов с 30 мая. Руководство «Саратовских авиалиний» объявило об отмене рейсов и возможном закрытии единственного в регионе аэропорта, все здания на территории которого принадлежат компании. Но уже 18 мая эта новость исчезла с корпоративного сайта. В новом сообщении говорилось, что «совет директоров прилагает все усилия, направленные на сохранение деятельности авиакомпании, включая деятельность международного аэропорта «Саратов Центральный».

Саратовский аэропорт. Фото: zavodfoto.livejournal.com / akciirosta

В минувшие выходные на предприятии побывала выездная проверка Росавиации. По сведениям источников, контролеры отметили «гигантские усилия», приложенные к устранению ранее обнаруженных недочетов. Представители перевозчика надеялись на благоприятный исход. Однако вечером 29 мая в СМИ появились сообщения о запрете полетов. При этом официальных заявлений от регулятора в адрес компании не поступало. Лизингодатель GECAS потребовал возвращения авиалайнеров.

В ночь на 30 мая самолет Embraer в новой ливрее Ivolga Airlines, празднично встреченный в Саратове две недели назад, улетел обратно во Францию. Борт не успел совершить ни одного рейса.

Фото: Денис Жабкин / ТАСС

P.S.

Пока готовился материал, Минтранспорта РФ сообщило о переговорах с акционером «Саратовских авиалиний» Аркадием Евстафьевым. Как утверждает ведомство, «Саратовские авиалинии» в течение 14 дней будут возвращать пассажирам деньги за билеты. В течение суток будут определены процедура оформления возвратов и адреса представительств. По заявлению Минтранспорта, «акционером выражена заинтересованность в создании нового перевозчика с целью сохранения трудового коллектива».

В то же время «Саратовские авиалинии» подали в областное министерство занятости сведения о планируемом высвобождении с 30 августа 998 человек из 1003, занятых на предприятии.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera